Папа Римский обвенчал стюардессу и бортпроводника высоте 10 тысяч метров
10 неудобных вопросов, которые пассажиры стесняются задать стюардессе или стюарду
С каждым годом все больше украинцев летают по стране и за границу на самолетах. Часто новички сталкиваются с разными непривычными обычаями на борту – хлопать при взлете и посадке, отключать телефон и так далее.
OBOZREVATEL узнал то, о чем многие пассажиры хотели, но стеснялись спросить у стюардессы или стюарда. Какие действия на борту являются необязательными и как вообще себя вести во время полета – читайте в материале.
1. Зачем ставить режим «в самолете» на телефонах и ноутбуках?
Некоторые выключают телефон полностью, но смысла в этом нет – можно включить просто режим полета. Это обязательно сделать всем, поскольку радиоволны мобильных устройств могут создать помехи для связи пилотов с авиадиспетчерами.
2. Почему все аплодируют при посадке и взлете?
Хлопать в ладоши во время посадки и при взлете – это пережитки прошлого.
Раньше люди боялись авиакатастроф, поэтому всегда бурно радовались и выражали так благодарность пилоту за то, что он смог взлететь и посадить самолет.
Сейчас же это делать вовсе не обязательно. Во-первых, пилот сидит отдельно за бронированной дверью и просто не слышит аплодисментов, а во-вторых, чаще всего хлопают те, кто боится летать.
Замечено, что аплодисменты раздаются зачастую на чартерных международных рейсах, которые выбирают люди для отпуска 1-2 раза в год. Они просто нервничают из-за непривычки, а такое действие помогает сбросить стресс.
3. Если сильно трясет, а стюардесса спокойно себя ведет – это значит, что не о чем беспокоиться?
Турбулентность – это естественное явление в авиации, точно такое же, как тряска автомобиля на неровной дороге. Она может появиться даже из-за кучерявых белых облаков.
Стоит знать, что авиакатастрофы чаще всего происходят во время взлета и посадки, а от турбулентности самолеты не падают. Поэтому зная это, стюардесса вряд ли будет переживать даже во время сильной тряски.
4. Могут ли открыться двери или аварийный выход во время полета?
Открыть аварийную дверь самолета на ходу практически невозможно, так как внутреннее давление намного превышает внешнее атмосферное. Поэтому, чтобы открыть дверь летящего самолета, придется приложить невероятную силу сразу группе людей.
Если дверь все-таки откроется, начнет падать давление в салоне, и пристегнутым пассажирам нужно надеть маски. Те, кто не пристегнулся, не успеют сделать даже этого, поскольку моментально окажутся за бортом.
5. Что будет делать пилот, если дверь самолета откроется?
Поскольку кислородные маски не вечны, задача пилотов – как можно быстрее спуститься на высоту 3 тысячи метров, чтобы пассажиры могли спокойно дышать без масок.
Кислородные маски пилотов рассчитаны на более длительное время, поэтому они смогут опустить самолет. Кроме этого, из-за «пробоя» воздушное судно начнет стремительно разрушаться.
6. Занимаются ли пассажиры сексом в самолете?
Это выглядит романтично и просто только на экране. В реальности, туалеты как на чартерных самолетах, так и на больших международных очень тесные даже для одного человека.
Кроме того, они почти не отличаются от поездных по чистоте.
7. Сколько может зарабатывать стюардесса в Украине?
Начинающая бортпроводница без опыта может рассчитывать на зарплату от 16 тысяч гривен.
Более опытный специалист рядового состава авиасудна получает до 45 тысяч гривен. Наработанный опыт зависит от количества часов, проведенных в небе.
8. Насколько вредно много летать из-за радиационного облучения?
Человек действительно облучается больше на высоте, чем в повседневной жизни. Все дело в солнечной радиации, защита от которой слабее с каждым километром вверх от земли.
На той высоте, где обычно летают пассажирские самолеты, радиационный фон почти такой же, как в Чернобыле, – 100-130 мкр/ч при норме 10 мкр/ч. Но за один перелет человек может получить дозу радиации в два раза меньше, чем во время рентгена грудной клетки.
Поэтому тем, кто летает не слишком часто, из-за этого переживать об ухудшении своего здоровья не стоит.
9. Почему не рекомендуется летать беременным?
Ограничения вызваны риском преждевременных родов из-за перепада давления и нехватки кислорода.
Кроме того, беременная может получить тромбоз из-за высокой свертываемости крови, которая к тому же повышается во время длительного сидения в 6-10 раз. Из-за узких неудобных сидений вены беременной женщины сдавливаются еще сильнее.
10. Что страшнее – врезаться в птицу, попасть под град или получить удар молнии?
На самом деле, в самолет часто попадает молния, но пассажиры этого не замечают. Редко когда может мигнуть свет, еще реже – случится обесточивание. В этом случае пилоты сразу перезагружают электронные приборы на борту, и полет продолжается в обычном режиме.
А вот птицы опаснее, чем кажется. Они могут залететь в турбину или вентилятор, что приведёт к возгоранию двигателя.
Лобовые стекла также могут треснуть от столкновения с пернатыми. По этой причине аэропорты оборудованы специальными шумовыми генераторами и даже вертолетами, чтобы отпугивать птиц.
Град не менее опасен для самолета, поэтому пилоты следят за метеоусловиями и облетают непогоду.
О поступках пассажиров на борту самолета, которые выводят из себя бортпроводников.
Кто из звезд ждет пополнения, а кто развелся — читайте в нашем Instagram!
«Ненавижу слово «счастливица»
Георгий Зотов, «АиФ»: Просто удивительно, как вы не боялись летать после той авиакатастрофы. По-моему, пережив такое, к самолёту даже на пушечный выстрел не подойдёшь.
Весна Вулович: Мне нечего бояться — я практически ничего не помню: моя память остановилась за час до полёта. Я вспоминаю, как уборщица чистила самолёт, помню женщин-пассажирок, стоящих в очереди на посадку… Рассказывали, что они были с детьми, но вот детей я не запомнила. Никакого страха не осталось даже в подсознании. Когда через два месяца после падения меня перевозили на самолёте из Праги в Белград, врачи собирались сделать мне инъекцию снотворного: мол, иначе в полёте будет истерика. Я возмутилась — что вы, мне нравится летать! Воспоминания о взрыве на борту вернулись неожиданно. Это случилось 10 лет назад. Мальчишки поджигали на улице петарды в новогодний праздник. И вдруг я тут же вспомнила: громкий звук — БУМММ! — нестерпимо яркий свет и холод…
— Говорят, вы вообще не должны были лететь на том самолёте?
— Да. Такое ощущение, что судьба играет со мной. Человек, который отвечал за полётные списки, ошибся. Я и другая стюардесса носили имя Весна. И он поставил вместо «Весна Николич» — «Весна Вулович», случайная ошибка. После авиакатастрофы стюардесса Николич уволилась: больше в своей жизни она не летала НИКОГДА.
— Врачи дают какое-то объяснение тому, что вы выжили?
— У меня всегда было очень низкое кровяное давление. Когда человек резко оказывается на большой высоте, где совсем нет кислорода, он умирает практически сразу — у него разрывается сердце. После взрыва я потеряла сознание — это вкупе с низким давлением спасло меня от быстрой смерти в воздухе. А вот почему я осталась цела, упав на землю, — этого я и сама не знаю. Я всегда занималась спортом, тело было гибким, гнулось в любую сторону — вероятно, из-за этого я получила меньше переломов, чем могла бы.
— Есть ещё версия, что заснеженные кроны деревьев «придержали» куски самолёта.
— Нет, тогда вообще не было снега — он выпал позже. Очень хорошо, что на обломки авиалайнера вскоре наткнулся местный житель — немец Бруно, во время войны служивший в вермахте. Он обнаружил, что у меня есть слабый пульс, и оказал первую помощь. Всё делал очень правильно — например, не пытался двигать моё тело, заметив, что у меня сломан позвоночник. Если бы не Бруно — мы бы тут с вами не сидели.
— Травмы были серьёзными?
— Ещё бы! Я сломала левую руку и ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп. И после этого находятся люди, которые мило улыбаются и говорят: «О, ты счастливица. Как же тебе повезло!» Ненавижу это слово.
— Если бы мне действительно повезло, я бы вообще не села в этот самолёт. А так я упала с небес, переломала себе все кости, потеряла память, четыре с половиной года училась ходить, и при этом мне ещё и завидуют! Да уж — отличное везение, нечего сказать.
Длительное лечение
Женщина сильно пострадала вследствие падения и удара, травм было много. Но за счет молодости организм выкарабкался. Сначала девушка была в коме, но потом благополучно вышла из нее. И первое, что она попросила — это сигарету.
Весна практически ничего не могла вспомнить. Последнее, что отложилось в ее памяти, – это то, как она приветствует пассажиров на борту. Дальше — пропасть. Когда ей рассказали о произошедшем в самолете, она тут же упала в обморок.
Лечение стюардессы заняло 1,5 года. Из них только 10 месяцев она находилась в парализованном состоянии, отказала нижняя часть тела. Но она боролась до последнего, заново научилась ходить, хотя все равно прихрамывала.
Удивительно, что она даже просилась обратно в рейсы! Ни о какой боязни высоты речи и не шло! Ведь она даже не помнила, как летела вниз с 10-метровой высоты.
Но к полетам ее не допустили, поставили работать в офисе.
История Весны настолько поразила весь мир, что ее стали узнавать на улицах. А самое главное, солист любимой группы сам спел для нее! Такого она никак не ожидала.
Роковой рейс
Второй экипаж рейса 367 JAT, летевший из Стокгольма в Белград с промежуточными остановками в Копенгагене и Загребе, прибыл в Данию утром 25 января 1972 года. По словам Вулович, она не должна была там работать – администрация авиакомпании ошибочно включила ее в состав экипажа вместо другой стюардессы по имени Весна. Тем не менее девушка решила, что полетит в Данию, потому что это был ее первый визит в страну.
Рейс 367 вылетел из стокгольмского аэропорта Арланда в 13:30 26 января. Самолет McDonnell Douglas DC-9 приземлился в аэропорту Копенгагена в 14:30, где в состав экипажа вступили Весна Вулович и ее коллеги. Вылетел рейс в 15:15. Спустя примерно 45 минут в багажном отделении DC-9 произошел взрыв. В результате самолет разбился в воздухе над чехословацкой деревней Србска Каменице.
Из 28 членов экипажа и пассажиров Вулович была единственной, кто выжил в катастрофе. Она была обнаружена жителем деревни по имени Бруно Хонке, который услышал ее крик среди обломков. Ее бирюзовая униформа была залита кровью, а каблуки-шпильки были оторваны силой удара. Хонке был медиком в период Второй мировой войны, поэтому он смог оказывать девушке помощь до тех пор, пока на место падения самолета не прибыли спасатели.
Пилоты сбежали, стюардессы подрались, пассажиров подморозили: Чем удивляют на борту самолетов
Пассажирам рейса Париж – Москва, выполнявшегося 2 февраля 2020 года авиакомпанией Air France, полёт запомнится надолго, тем более что с первой попытки попасть в российскую столицу им не удалось. Сначала вылет был отложен из-за конфликта между пилотами, который, по свидетельству очевидцев, дошёл до рукоприкладства. Самолёт Airbus уже выруливал на взлётную полосу, как из кабины раздались крики лётчиков, что-то не поделивших между собой.
Дважды несчастливый рейс
Разумеется, экипаж был заменён, но на это потребовалось немало времени. Однако приключения пассажиров на этом не закончились. Вскоре после взлёта в салоне стало невыносимо холодно, а некоторым даже было тяжело дышать. Тогда пилот принял решение вернуть лайнер в аэропорт Шарль-де-Голль. На это ушло больше часа, к тому же самолёт изрядно трясло.
Летевшая этим рейсом Альфия Нестеренко рассказала журналистам, что при посадке чётко ощущался запах керосина. Казалось, что откуда-то снизу самолёта вот-вот пойдёт дым. «Иллюминатор просто стал покрываться коркой льда. Было очень тяжело лететь вообще, слава Богу, что мы приземлились», – вспомнила очевидица событий.
После этого пассажирам пообещали, что они смогут вылететь в Москву через 40 минут, однако ожидание оказалось как минимум втрое дольше. Также в качестве компенсации им была предложена возможность поесть в аэропорту на 11 евро. В итоге в российскую столицу люди долетели на 12 часов позже, чем планировалось по расписанию, из-за чего некоторые пассажиры опоздали на стыковочные рейсы.
Сбежавшие пилоты и дерущиеся стюардессы
Понятно, что, когда пилоты не ладят друг с другом, самолёт в небо лучше не пускать. А что делать, если лётчики и вовсе «прогуливают» работу? Так произошло на одном из рейсов, вылетавших из Таиланда. Журналистка Алиса Хаак рассказала, что авиакомпания не смогла нигде найти потерявшихся пилотов. И по громкоговорителю их имена объявляли, и звонили – безрезультатно. Пассажирам пришлось ждать замену экипажа целых пять часов.
Майкл Брэдли вместе с женой и ребёнком должны были вылететь рейсом авиакомпании EasyJet из английского Манчестера в испанский город Аликанте, где намеревались провести отпуск. Когда пассажиры вовсю регистрировались на рейс, им вдруг объявили, что самолёт по расписанию не полетит. Оказалось, что командир экипажа просто не вышел на работу.
Когда пассажиры регистрировались на рейс, им объявили, что самолёт по расписанию не полетит. Оказалось, что командир экипажа просто не вышел на работу. Thiago B Trevisan / Shutterstock.com
Однако герой этой истории был лицензированным пилотом, поэтому он позвонил на горячую линию авиаперевозчика и предложил свои услуги. Уж больно не хотелось из-за длительной задержки терять драгоценные часы отпуска. Авиакомпания тщательно проверила Брэдли по всем пунктам и допустила его до управления самолётом.
Как сообщало издание Manchester Evening News , ситуацию упростило то, что при себе у него был документ, удостоверяющий личность, а также бумаги, подтверждающие его квалификацию, включая лицензию пилота. В EasyJet также отметили, что Брэдли до этого управлял самолётом четыре дня назад, то есть успел достаточно отдохнуть.
Дерутся в экипаже, к слову, не только пилоты, но и стюардессы. В 2010 году капитану лайнера авиакомпании Pinnacle Airlines, который должен был следовать по маршруту Нью-Йорк – Атланта, пришлось отправить пассажиров обратно в терминал аэропорта, поскольку две стюардессы подрались прямо перед вылетом. В пресс-службе авиаперевозчика постарались сгладить ситуацию, объяснив, что девушки поссорились из-за действий в отношении плохо почувствовавшего себя пассажира. Да и физического контакта вроде не было. Только пассажирам от этого не легче – им пришлось лететь значительно позже на другом самолёте. Стюардесс от работы, разумеется, отстранили.
Обеликс не мог терпеть
Инциденты с неугомонными пассажирами исчисляются десятками, в том числе и со знаменитостями. Однако к задержкам рейсов это приводит далеко не всегда. Сегодня мы вспомним о недавно оскандалившемся на пару с Иваном Ургантом французском актёре Жераре Депардье. В 2011 году он должен был вылететь из Парижа в Дублин на съёмки очередного фильма о приключениях Астерикса и Обеликса.
Когда самолёт уже выруливал на взлётную полосу, Депардье отправился в туалет, хотя уже горела табличка «Пристегнуть ремни». Стюардесса это заметила и попыталась вернуть француза на место, после чего он, по свидетельству очевидцев, помочился на пол. Правда, друг актёра утверждал, что звезда экрана пытался аккуратно сделать это в бутылку (то ещё решение), но нечаянно пролил на пол.
Как бы то ни было, самолёт вернулся на стоянку, а исполнителя роли Обеликса высадили. Сам артист официальный комментарий давать отказался, хотя впоследствии упоминал, что в тот день был трезв, просто выпил бутылку воды.
Сам артист официальный комментарий давать отказался, хотя впоследствии упоминал, что в тот день был трезв, просто выпил бутылку воды. Фото: Thierry Roge / Globallookpress
Черепахи любят аэродромы
В июле 2019 года большая черепаха стала причиной задержки вылета самолёта из аэропорта города Голд-Кост в Австралии. Шутки шутками, а всё могло бы закончиться как минимум поломкой двигателя, не заметь внимательный пилот авиакомпании Jetstar Джеймс Фуллер «посторонний предмет», который оказался рептилией, «отдыхавшей на взлётной полосе».
«Когда мы поняли, что это живая черепаха, то немедленно связались с диспетчерской вышкой и запросили разрешение на дополнительную стоянку, а пассажирам объявили, что им придётся немного задержаться из-за черепахи, которая плохо умеет выбирать места для отдыха», – рассказал лётчик в интервью телеканалу SBS .
К слову, пассажиры с пониманием отнеслись к курьёзной ситуации и даже стали снимать черепаху на видео. Фуллер также пояснил, что она находилась очень близко к одной из турбин, поэтому, если бы он продолжил взлёт, рептилию могло засосать в двигатель. К счастью для всех, этого не произошло.
Аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке вообще периодически случается сталкиваться с нашествием черепах. Тогда приходится закрывать одну из ВПП – она ближе всего к заливу Jamaica Bay , где они обитают. В брачный период в середине лета черепахи нередко выбираются на территорию аэропорта для того, чтобы отложить яйца. Представьте себе, что вы сидите в самолёте в ожидании взлёта, а вам говорят, что сотрудники воздушной гавани очищают полосу от черепах. Кстати, они не самого маленького размера – от 12 до 17 сантиметров.
Как тебе такое, «Аэрофлот»?
Тема авиапассажиров с животными в последнее время весьма актуальна. В конце 2017 года некий пассажир рейса Киев – Анкара собирался сдать в багаж семерых котов. Не спешите крутить пальцем у виска, ведь он превысил норму авиакомпании всего на одно животное. Казалось бы, какая разница – шесть или семь? Но представители авиаперевозчика долгое время были непреклонны.
Рейс задерживался уже на два часа, одни пассажиры поддерживали любителя пушистых животных, другие стояли на страже буквы закона. В итоге седьмого кота всё же приняли, и самолёт вылетел в Турцию.
Некий пассажир рейса Киев – Анкара собирался сдать в багаж семерых котов. Не спешите крутить пальцем у виска, ведь он превысил норму авиакомпании всего на одно животное. Фото: EQRoy / Shutterstock.com
Человек в садовом кресле
И, наконец, история об одном из самых известных небесных «вредителей». Речь о мистере Шезлонге, или Ларри Уолтерсе. Из-за проблем со зрением он не смог поступить на службу в американские ВВС, но любовь к полётам оставалась с ним всегда. В 1982 году он привязал к шезлонгу 45 воздушных шаров, наполненных гелием. Взял с собой «на борт» еду, напитки и пневматическое ружьё, планируя для снижения стрелять по шарам.
Несостоявшийся военный лётчик хотел подняться на 100, от силы 150 метров. Однако в расчёты закралась ошибка. После того как его подруга перерезала верёвки, кресло с Уолтерсом стало резко уходить вверх и в итоге поднялось на 4500–5000 метров. Нетрудно догадаться, что на такой высоте холодно и трудно дышать. Стрелять по шарам горе-конструктор поначалу боялся, опасаясь, что выпадет из шезлонга.
Дрейфуя в воздушном пространстве, Ларри Уолтерс залетел в посадочный коридор аэропорта Лос-Анджелеса. Первым «мужика в кресле» увидел пилот Delta Airlines и передал диспетчеру на землю, что в авиационном коридоре находится неопознанное летательное кресло. Неудивительно, что маршруты нескольких рейсов были скорректированы, а некоторым отложили взлёт. Замерзая, Уолтерс всё-таки рискнул и начал стрелять по шарам. Сложно сказать, как прошла бы посадка, если бы кресло не зацепилось верёвками за высоковольтные провода. Током мужчину не ударило, зато целый район остался без света на несколько часов.
После того как Уолтерса сняли, его арестовала полиция. Отделался он штрафом в 1600 долларов. В ответ на вопрос журналиста, зачем он всё это сделал, воздухоплаватель сказал: «Человек не может просто так сидеть без дела». Позже Уолтерс признавался, что всегда мечтал о таком полёте, и если бы мечта не осуществилась, то он просто свихнулся бы.
Роковой рейс
Второй экипаж рейса 367 JAT, летевший из Стокгольма в Белград с промежуточными остановками в Копенгагене и Загребе, прибыл в Данию утром 25 января 1972 года. По словам Вулович, она не должна была там работать – администрация авиакомпании ошибочно включила ее в состав экипажа вместо другой стюардессы по имени Весна. Тем не менее девушка решила, что полетит в Данию, потому что это был ее первый визит в страну.
Рейс 367 вылетел из стокгольмского аэропорта Арланда в 13:30 26 января. Самолет McDonnell Douglas DC-9 приземлился в аэропорту Копенгагена в 14:30, где в состав экипажа вступили Весна Вулович и ее коллеги. Вылетел рейс в 15:15. Спустя примерно 45 минут в багажном отделении DC-9 произошел взрыв. В результате самолет разбился в воздухе над чехословацкой деревней Србска Каменице.
Из 28 членов экипажа и пассажиров Вулович была единственной, кто выжил в катастрофе. Она была обнаружена жителем деревни по имени Бруно Хонке, который услышал ее крик среди обломков. Ее бирюзовая униформа была залита кровью, а каблуки-шпильки были оторваны силой удара. Хонке был медиком в период Второй мировой войны, поэтому он смог оказывать девушке помощь до тех пор, пока на место падения самолета не прибыли спасатели.
Сначала пассажиров в самолете обслуживал второй пилот, когда у него было свободное время. Должность бортпроводника появилась лишь с развитием авиации. Сначала на эту должность принимались только мужчины, так как им нужно было таскать тяжести, а требования к комфорту у первых пассажиров были не такими, как сейчас. Первой бортпроводницей стала американка Эллен Чен. Она сама предложила свои услуги авиакомпании.
Менеджеры компании, как раз в это время собиравшиеся по примеру германских авиаперевозчиков ввести должность стюарда на пассажирских рейсах, решили, что стюарды-женщины были бы удачным ходом: присутствие в самолёте молодых девушек, не боящихся всё время летать, успокаивало бы и пассажиров, и их родственников на земле. К тому же навыки медсестры могли пригодиться в полете, особенно если учесть, что на тогдашних низко летавших самолётах сильно трясло и качало, и многие пассажиры чувствовали себя не слишком хорошо. В итоге вместе с Эллен компания наняла еще 7 медсестер не старше 25 лет, которые весили бы не больше 52 килограммов. Тогда самолеты еще не могли перевозить большой вес, поэтому каждый килограмм был на счету.
Первой бортпроводницей в СССР стала 20-летняя Эльза Городецкая. В штатном расписании тогда не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей. Ей приходилось таскать 40-килограммовые чемоданы со столовыми приборами, поэтому работа была не из легких.
В 2015-м феминистки Великобритании устроили митинг по поводу требований к женщинам. На этом митинге многие выступали против жёстких требований к стюардессам. Женщины на митинге уверяли, что такие требования незаконны и их стоит отменить. Сейчас многие компании нанимают не только стюардесс, но и стюардов, чтобы девушкам не приходилось таскать тяжести и помогать пассажирам складывать их багаж. Так поступают на многих рейсах в компании «Аэрофлот».