Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главный новогодний режиссер страны. Жизнь и любимые женщины Эльдара Рязанова

Детство будущего знаменитого режиссера было далеко не безоблачным. Родился он в 1927 году, в Самаре. Его родители некоторое время прожили в Тегеране, где отец служил в советском торгпредстве. Когда мальчику было три года, семья вернулась на родину. Отца, Александра Семеновича Рязанова, перевели на работу в Москву. Там он стал руководителем винного главка, но вскоре запил. Мать, Софья Михайловна Шустерман, недолго терпела загулы и грубость мужа. Бросив Александра, она забрала сына и спешно уехала. Вскоре Софья вторично вышла замуж – за инженера Льва Коппа.

Отчим не обижал приемного сына, напротив, Лев Михайлович стремился воспитать пасынка правильным человеком, но никогда не ругал. Мальчик любил книги, хотел стать путешественником, мечтал покорять моря. Когда началась война, ему было только 13 лет, поэтому он не попал на фронт. Семью Копп эвакуировали в Куйбышев (прежнюю Самару). В эвакуации жизнь была непростой: постоянно не хватало еды, топить печь было нечем, они мерзли и голодали.

Юный Рязанов хотел поступить в Одесскую мореходку и даже отправил туда документы, но училище тоже было эвакуировано и не принимало курсантов. С 16 лет юноша изменил свои планы. Сдав экстерном все экзамены за среднюю школу, отнес документы во ВГИК. Его приняли на режиссерский – на курс Г.М. Козинцева. Одним из наставников талантливого студента был легендарный Сергей Эйзенштейн. Рязанов окончил институт в 1950 году, получив диплом с отличием.

Памяти Эльдара Рязанова: жизнь и любимые женщины главного новогоднего режиссера страны

Талантливый кинорежиссер и драматург, публицист и поэт, телеведущий — в каком бы амплуа ни выступал Эльдар Александрович, зрителей и читателей подкупала его искренность и непосредственность. Непревзойденному мастеру комедий, который в каждой своей работе находил новую, только ему известную формулу смеха, Эльдару Рязанову 18 ноября исполнилось бы 92 года.

Сегодня мы хотели бы вспомнить великого мастера и замечательного человека, оставившего после себя огромное творческое наследие.

Детские и юношеские годы

В ноябре 1927 года в семье торговых чиновников А. С. Рязанова и С. М. Шустерман родился сын. Мальчика назвали Эльдаром. Родители работали в Тегеране в советском торговом представительстве. Первые годы жизни будущий режиссер провел в этом городе. Спустя три года семья переехала в столицу.

В Москве родители Рязанова расстались, и Эльдар остался с мамой. Он практически не помнил родного отца: тот ушел из семьи, когда мальчику было 5 лет. А еще через два года его мама второй раз вышла замуж. С отчимом у Эльдара сложились хорошие отношения. В 1938 году Александр Рязанов был осужден на 17 лет.

С раннего возраста Эльдар много читал и мечтал о дальних странствиях. Он рассматривал для себя два пути: стать мореплавателем и путешествовать по миру или писать интересные книги о путешествиях. Юноша даже написал письмо в мореходное училище Одессы: он интересовался, что потребуется для осуществления его мечты. Но грянула война, и пришлось надолго забыть о странствиях.

Поступление во ВГИК

Окончив школу, Эльдар поступил во ВГИК. Он никогда не мечтал о профессии актера или режиссера. Можно сказать, что в профессию великий режиссер попал случайно: документы в вуз он подал за компанию с другом. 16-летний парень стал студентом режиссерского факультета. Он попал на курс к Григорию Козинцеву.

Вначале Эльдару учеба давалась непросто: сказывался юный возраст, отсутствие жизненного опыта. В конце второго курса он оказался на грани отчисления. Встретив как-то Эльдара в институте, Козинцев сказал, что принято решение о его отчислении. На это студент ответил мэтру, что когда его принимали в вуз, он был моложе еще на два года. Педагог на минуту задумался, а потом сказал: «Черт с вами, учитесь». К тому времени Эльдар уже не вспоминал свои мечты о дальних странствиях, он очень хотел окончить институт. С поставленной задачей он справился блестяще: Рязанов окончил институт с отличием в 1950 году.

Творчество

Творческая биография Рязанова началась с документального кино, в котором он работал пять лет после окончания института. За это время он исколесил практически весь Дальний Восток. Отчасти его детская мечта о путешествиях в тот период осуществилась. Он снимал фильмы о китобойной флотилии, ловцах крабов, о кубанских нефтяниках, о пограничниках и рыбаках, писателях и оленеводах.

Художественные фильмы

В «Мосфильм» Рязанов пришел в 1955 году. Вместе с Сергеем Гуровым он снял на новом месте свою первую документальную картину «Весенние голоса». Ее увидел Иван Пырьев и порекомендовал начинающему режиссеру снять комедию. Он посоветовал обратить внимание на сценарий Владимира Полякова и Бориса Ласкина «Карнавальная ночь».

Эта идея Эльдару не очень понравилась, но он последовал совету Пырьева. Это был незнакомый для молодого режиссера жанр, поэтому работа давалась непросто, но все усилия были вознаграждены: «Карнавальная ночь» имела оглушительный успех. В 1956-1957 годах фильм посмотрели 45 млн зрителей, а о Рязанове заговорили критики.

Такой же успех ждал и картину «Девушка без адреса», которую в первые месяцы после выхода в прокат посмотрели 36,5 млн зрителей. В конце 60-х фильмы Рязанова обрели особый, неповторимый стиль. В большинстве своем это были лирические трагикомедии.

Одна из лучших картин Эльдара Александровича – «Берегись автомобиля» – вышла на экраны в 1966 году. Сценарий написал сам Рязанов в содружестве с Эмилем Брагинским.

С конца 60-х до начала 70-х уже именитый режиссер снял картины, занявшие достойное место в отечественном кинематографе – «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи».

Культовая картина, без которой не наступает Новый год, вышла на экраны 1 января 1976 года. На следующий год съемочная группа фильма «Ирония судьбы» получила Государственную премию Советского Союза.

Мелодрама «Жестокий романс» стала одной из лучших в творчестве мастера. Фильмография Рязанова в 80-х пополнилась двумя лентами на злободневную тему – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». За привычные рамки фильмов Рязанова несколько вышла трагикомедия «Небеса обетованные». Но это нисколько не умалило популярность этой ленты. Эту линию режиссер продолжил новыми проектами «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Интересно, что почти во всех своих картинах Рязанов появлялся в эпизодической роли. Это чем-то напоминает автограф художника на холсте.

Любимые женщины Рязанова

Эльдар Александрович три раза вступал в брак. Своих жен он по-настоящему любил. Его первой супругой стала Зоя Фомина, с которой они учились во ВГИКе. Зоя была старше своего поклонника на три года, а потому не воспринимала его ухаживаний всерьез.

Но это не смущало амбициозного студента. Вскоре он добился расположения своей избранницы, и они поженились. Зоя Рязянова (девичья фамилия Фомина) работала на студии документальных фильмов, где свою карьеру начинал Рязанов. Она была очень активным и деятельным человеком. Роль жены и матери она успешно совмещала с творчеством: она сняла несколько документальных лент. Зоя не сидела без дела даже в декретном отпуске – она шила на продажу платья, одев в свои обновки дачниц в Пушкине.

В 1951 году в семье родилась дочь Ольга. Ее воспитанием преимущественно занималась бабушка. Родители бредили кино и были с головой погружены в работу. Даже когда родители расстались, Ольга всегда общалась с отцом. Когда девочка повзрослела, Эльдар Александрович никогда не давил на нее, не настаивал на том, чтобы Ольга выбрала кинематографическую профессию.

Девушка несколько раз была на съемочной площадке, но ее не вдохновило происходящее там. Ольга выбрала для себя совсем другую профессию. Она закончила филфак МГУ и пошла работать в НИИ киноискусства. Ее сын Дмитрий стал журналистом.

Первый брак Эльдара Александровича продлился более 20 лет, но нежданно кризис среднего возраста подстерег эту замечательную пару. Внутри семьи нарастало недопонимание, все чаще возникали конфликты.

Нежданная любовь

В это время Эльдар Александрович встретил и полюбил другую женщину. Он не мог и не хотел «резать по живому», развелся сразу. Несмотря на то что впереди была новая любовь, Рязанов с таким большим и важным этапом в жизни прощался очень болезненно.

Второй супругой Эльдара Александровича стала Нина Скуйбина, которая работала главным редактором. До встречи с известным режиссером она похоронила первого мужа, режиссера Скуйбина.

Рязанов с первого взгляда влюбился в нее. Зрелых людей (Нине было 40 лет) буквально оглушило нахлынувшее чувство. Второй брак длился до 1994 года, когда Нина Скуйбина скончалась от рака. Сын от первого брака и Эльдар Александрович до последнего боролись со страшным недугом, стараясь спасти мать и жену, но ничего не помогло.

Третий брак

Потеря любимой женщины чуть не убила самого Рязанова. Он впал в депрессию, обострились все болезни. Дочь Ольга и пасынок с женой не оставляли его одного, опасаясь за его здоровье. Через год судьба подарила режиссеру еще одну встречу, которая воскресила его.

С Эммой Абайдулиной они были знакомы и раньше. В 1987 году журналистка и киноредактор Эмма брала у мэтра интервью. Их пути пересекались и позже. Ее первым супругом был инженер-конструктор. Второй раз она вышла замуж за композитора Павла Аедоницкого.

Читать еще:  «За роман с Чарльзом меня травили». Камилла Паркер-Боулз впервые рассказала о переживаниях

После смерти супруги Рязанова Эмма вдохнула в него жизнь. Родные и близкие до сих пор с благодарностью вспоминают ее, потому что стали свидетелями возрождения Эльдара Александровича.

Эмма Абайдулина, будучи в браке с Рязановым, не работала. Она посвятила свою жизнь заботе о муже. Она редактировала его рукописи. Эмма Абайдуллина была с Рязановым рядом до конца его дней.

Сердце великого режиссера перестало биться 30 ноября 2015 года. Эльдар Александрович похоронен на Новодевичьем кладбище.

Звонкая песня лета

А потом пришло лето. Знойный, взрослый, зрелый роман режиссера и редактора. К этому моменту Рязанов уже перешел из документалистики в художественный кинематограф.
Нина Григорьевна Скуйбина за несколько лет до встречи с Эльдаром Александровичем овдовела. Ее супруг, режиссер Владимир Скуйбин, скончался в 34 года после тяжелейшей болезни, во время которой постепенно атрофировались все мышцы. А Нина до последней секунды оставалась его незаменимым помощником, потому что даже повернуть голову он не мог самостоятельно.

Нина стала одна растить сына и никак не наделась встретить на своем пути новую любовь. Но судьбоносная встреча состоялась во время съемок «Берегись автомобиля». Вся съемочная группа наблюдала за небывалым преображением режиссера. Он искрился от счастья, его глаза сверкали небывалым блеском, он снова был влюблен и необычайно счастлив. Нина, его Ниночка, отвечала ему взаимностью.

Многие пытались обвинить женщину в том, что она стала рабой Рязанова. На самом деле ей была уготована совсем другая роль, роль вдохновляющей Музы. Именно в браке с Ниной были созданы лучшие фильмы Мастера. Это она была его первым критиком, советчиком, помощником. Нина Григорьевна никогда не работала в команде супруга, но фактически она помогала ему всегда и во всем. Влюбленный режиссер в присутствии своей Музы реализовывал одну идею за другой. Снимать фильм «Небеса обетованные» ему помогал сын Ниночки, который к тому времени тоже стал режиссером

Она всегда оказывалась рядом в нужный момент. Если Нина Григорьевна видела, что Эльдар Александрович вот-вот взорвется, она просто протягивала ему бутерброд, припасенный в сумочке именно для такого случая. И большой человек из грозного начальника превращался в довольного жизнью и очень мягкого мужчину.

Огромной трагедией стала для режиссера смерть его Музы. Они прожили в счастливом браке 22 года, деля на двоих и триумфальные победы, и творческие разочарования. Однако страшная болезнь не пощадила его любимую. Эльдар Александрович до последней минуты боролся с раком. Он возил супругу в лучшую клинику в Мюнхен. Однако все было напрасно. Нина Григорьевна скончалась. В кабинете мастера до последних дней висел портрет Ниночки. Ей он посвятил свою книгу «Неподведенные итоги»

freesmi_by

Грядущей осенью исполнится четыре года с момента кончины легендарно отечественного кинематографиста, создателя огромного количества картин, ставших бессмертной классикой, Эльдара Рязанова. Культовый режиссер трижды был официально женат, и каждый из своих браком считал счастливым и удачным.

Фото: gordonua.com Эльдар Рязанов

Эльдар Александрович любил говорить о том, что главной задачей режиссера является окружать себя талантливыми людьми и заставлять их работать на себя. Этот же принцип кинематографист распространял и на своих любимых женщин. Все три супруги мэтра были творческими личностями, связанными с миром киноискусства, и всех их он любил по-настоящему.

В этой статье речь пойдет о женах великого режиссера, о том, как складывались их отношения и почему разрушился его первый брак, продержавшийся не одно десятилетие.

Первая жена Эльдара Рязанова – Зоя Фомина

Со своей будущей первой супругой, красавицей по имени Зоя Фомина, юный Рязанов познакомился в период своей учебы во ВГИКе. Как-то раз он заприметил миловидную, но очень серьезную девушку в шумной компании студентов, и с первого взгляда влюбился в неё, безоглядно и безрассудно, как может быть только в ранней молодости.

Зоя была на три года старше своего воздыхателя, и она далеко не сразу ответила взаимностью на симпатию самого молодого студента курса. Кроме того, стройная и привлекательная девушка пользовалась немалым успехом у парней, и ухаживать за ней в ту пору пытались многие. Но Эльдар отступать даже не думал, он ежедневно оказывал знаки внимания своей даме сердца, всегда старался её порадовать, а также юноша писал Зое трогательные письма, в которых рассказывал о своих чувствах к ней.

Фото: 24smi.org Эльдар Рязанов и Зоя Фомина

Фомина сама того не заметила, как наивный молодой ухажер занял особое место в её сердце и завоевал её любовь. Эльдар стал для нее близким другом, советчиком, возлюбленным, а затем и законным супругом. Пара вместе готовила свой дипломный проект, и также вместе они пришли в профессиональное кино.

Их единственная наследница – дочь Ольга появилась на свет в 1951-м году. Вскоре после рождения малышки, супруги перебрались жить за город, в дачный дом своих друзей. Молодой отец с головой ушел в работу, стремясь обеспечить свою жену и дочь всем необходимым. Дома мужчина бывал редко, в основном пропадал на съемках, которые проходили по всем уголкам необъятной страны. Но, несмотря на частые длительные разлуки, Эльдар каждый день писал супруге романтичные послания, в которых признавался ей в любви и рассказывал о том, как он скучает.

Фото: starhit.ru Зоя Фомина с дочерью Ольгой

Зоя засиживаться долго в декрете не хотела, она грезила кинематографом, и стала развиваться в профессии вместе с мужем. Супруги были очень близки, в заграничные командировки они всегда ездили вместе, особенно паре запомнилось их путешествие в Париж в 60-е годы.

Фомина была очень активной и деятельной женщиной, так что, помимо роли заботливой супруги и матери, она вполне успешно сумела реализовать себя и в профессии. Зоя работала в качестве кинорежиссера над такими документальными картинами, как «Великая Отечественная», «Москва строится», «Спутник над планетой» и многими другими. Даже в период декрета женщина не сидела без дела – она шила платья и костюмы на продажу, одевая в обновки всех подруг и соседок.

Фото: pressa.tv Эльдар Рязанов и Зоя Фомина

Первый брак кинорежиссера продлился чуть более двух десятков лет, однако, пресловутый кризис среднего возраста дал о себе знать, разрушив эту прекрасную семью. Примечательно, что внешне, на первый взгляд, все было хорошо – оба супруга состоялись в профессиональном плане, вырастили замечательную дочку. Но между ними, несмотря на это, росло недопонимание, они отдалялись, и, в конечном счете, решили окончательно расстаться.

Дочь Эльдара Рязанова – Ольга

Любимой и единственной дочери великого режиссера в нынешнем году исполняется 68 лет. Ольга выросла в актерской среде, частенько еще в раннем детстве она бывала на съемочных площадках разных фильмов, где с интересом наблюдала за работой киношников, актеров, костюмеров, декораторов и тоже мечтала окунуться в мир этого искусства. После окончания школы Рязанова подала документы в МГУ, где освоила профессии филолога и киноведа.

Сын Ольги и единственный внук кинорежиссера – Дмитрий Трояновский с подросткового возраста начал писать фантастические рассказы. Впоследствии он получил образование тележурналиста, но любимое занятие не оставил, он продолжает писать книги и сейчас.

Фото: 24smi.org Эльдар Рязанов и дочь Ольга

Несколько лет назад Ольга решила частично обнародовать личные переписки своих родителей, в частности, те письма, которые Рязанов писал Фоминой в студенческие годы, и в периоды их разлуки, когда они уже были женаты. Из этих посланий становится ясно, что Эльдар Александрович просто обожал свою жену. Каждое письмо было буквально пропитано нежностью и любовью к «милой Зоечке».

Вторая жена Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина

В то время, когда первый брак режиссера уже трещал по швам, он встретил и полюбил редактора «Мосфильма» Нину Скуйбину. За несколько лет до судьбоносного знакомства с Рязановым, женщина овдовела. Её первый муж – Владимир Скуйбин тоже был кинорежиссером, но он рано умер от тяжелой болезни – бокового амиотрофического склероза, оставив Нину одну с малолетним сыном Николаем на руках.

Пара впервые встретилась на съемочной площадке детективной трагикомедии «Берегись автомобиля». Тогда вся съемочная группа с интересом наблюдала за стремительным преображением именитого режиссера, который буквально сиял от счастья. Мужчина снова был влюблен, чувствовал себя мальчишкой, красиво ухаживал за Ниной, а она немного робко отвечала ему взаимностью.

Фото: stuki-druki.com Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина

Впрочем, режиссер в ту пору все еще был официально женат, так что многие пытались обвинить Скуйбину в том, что она уводит чужого мужа из вполне счастливой семьи. Однако, Нина довольно быстро стала не просто любимой женщиной режиссера, а его музой и главным источником вдохновения. Рязанов решился подать на развод, но это решение, отнюдь, не было простым. В своем последнем письме, адресованном первой супруге, он признался: «Зоя, расставаться с тобой – все равно, что содрать кожу..».

Вскоре после развода кинематографист во второй раз связал себя брачными узами с любимой женщиной, а также он постарался заменить родного отца сыну-подростку Нины – Николаю. Лучшие из своих комедийных картин: «Невероятные приключения итальянцев в России», «Служебный роман», «Гараж», а также «Иронию судьбы» и «Вокзал для двоих» легендарный режиссер снял, будучи в браке со Скуйбиной.

Читать еще:  Золото нации: как живут дети олигархов

Официально Нина не работала с супругом над одними картинами, но она всегда была его главным критиком и фактическим редактором практически всех его кинолент. Любимая супруга часто присутствовала на съемочных площадках, она запросто могла в один миг погасить любой приступ ярости кинорежиссера. Разозлившись на кого-то из актеров, Рязанов мог вспылить, однако, ласковое слово супруги и неизвестно откуда появившийся бутерброд с чаем быстро смягчали всплески эмоций мэтра.

Фото: kulturologia.ru Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина

Этот счастливый брак длился почти четверть века, пока супругов не разлучила смерть. Нина Григорьевна скончалась в 1994-м году после долгой борьбы с онкологическим заболеванием. Любящие сын и муж до последнего боролись за жизнь женщины, организовали ей лечение в одной из лучших клиник Германии, но даже светила европейской медицины оказались бессильны в борьбе с недугом.

Кончина любимой женщины стала большим потрясением для режиссера, которое едва не убило и его самого. Мужчина впал в глубокую депрессию, у него обострились все давние недуги, а на творчество попросту не оставалось сил. Похоронив супругу на Новоддевичьем кладбище, Эльдар Александрович подготовил рядом с ней место и для себя. Он установил на могиле большой камень, состоящий из двух половин. На одной из них было имя и годы жизни Нины, а под второй он пожелал лежать сам.

Третья жена Эльдара Рязанова – Эмма Абайдуллина

Через год после смерти обожаемой супруги в жизни кинематографиста появилась журналистка и киноредактор Эмма Абайдуллина, которой было суждено стать последней любовью режиссера. Стоит отметить, что они познакомились еще в конце 80-х годов, когда женщина брала интервью у мэтра отечественного кино. После этого они еще несколько раз встречались, но те встречи были случайными и мимолетными.

Фото: 24smi.org Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина

Первым мужем Абайдуллиной был известный инженер-конструктор от которого она родила двоих сыновей, а вторым – знаменитый композитор Павел Аедоницкий, автор хитов Анны Герман, Льва Лещенко, а также Иосифа Кобзона и других звезд отечественной эстрады. Второй муж был гораздо старше Эммы, на целых 18 лет, из-за этого женщину обвиняли в неискренности и корысти, а еще прозвали «охотницей за вдовцами», потому что незадолго до свадьбы с Абайдуллиной композитор похоронил его первую супругу. Тот брак оказался непрочным, и менее чем через год Павел и Эмма развелись.

После смерти любимой Нины режиссер пребывал в подавленном состоянии, но Эмме удалось буквально вдохнуть в него жизнь. Вступив в брак с Рязановым, женщина оставила работу и посвятила себя заботе о муже и доме. В его комедийной картине «Ключ от спальни» Абайдуллина была официально заявлена в титрах, в качестве редактора, а этого ранее не удавалось добиться ни одной из жен режиссера.

Фото: stuki-druki.com Эльдар Рязанов и Эмма Абайдуллина

Она была рядом с Эльдаром Александровичем до последних его дней, но единственное, чего она не сделала – это не выполнила его последнюю волю. Как мы уже отметили, режиссер желал покоиться рядом со своей второй женой Ниной, Однако Эмма, по какой-то причине, решила поступить наперекор. Женщина обратилась за помощью к режиссеру Никите Михалкову, с которым у её покойного супруга всегда были весьма натянутые отношения, попросив его найти другое место на Новодевичьем кладбище. Место нашлось, и в итоге Рязанова похоронили отдельно от его Нины.

Хрупкий мир комедии

В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.

Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны.

После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. Вышли картины «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1961), «Дайте жалобную книгу» (1965). В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах.

В 1963 году Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский написали сценарий «Угнали машину». Так родился их многолетний творческий дуэт. Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. Авторы переработали сценарий в повесть, и журнал «Молодая гвардия» опубликовал ее под названием «Берегись автомобиля». В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Главного героя должен был играть Юрий Никулин, но во время съемок он уехал на гастроли с цирком, в котором работал, — и настойчивый режиссер убедил сниматься Иннокентия Смоктуновского. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов.

Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость, «зализанность» и легковесность. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру. Даже «Гусарская баллада» (1962), чистый образец героической комедии, оказалась под угрозой запрета. Роль Кутузова сыграл выдающийся комический актер Игорь Ильинский — Огурцов из «Карнавальной ночи», в чем чиновники усмотрели издевательство над отечественной историей.

Та любовь, что после сорока

В это время Рязанов встретил и полюбил другую. Он не стал отрезать по кусочку, он развелся стразу. В последнем своем письме к Зое он написал «Расстаться с тобой – все равно что содрать кожу». Хоть впереди и была новая любовь, полная новых впечатлений и главных фильмов, Эльдар Александрович болезненно прощался с таким большим, таким важным этапом в своей жизни.

Вторая жена Эльдара Рязанова – Нина Скуйбина работала главным редактором киноработников объединения «Мосфильм». Встрече с Рязановым предшествовала большая личная трагедия женщины – она похоронила своего первого мужа, режиссера Владимира Николаевича Скуйбина.

У первого супруга Нины обнаружили редкую болезнь, при которой постепенно атрофируются все мышцы. Свой фильм «На графских развалинах» он снимал частично парализованным, а последнюю картину – «Суд» уже полностью обездвиженным. Его руками, ногами и сердцем была верная жена, самоотверженная русская женщина, Нина Скуйбина.

Рязанов влюбился в нее с первого взгляда. В то время уже знаменитый режиссер, он мог рассчитывать на взаимность первых красавиц советского кино, но его выбор пал на умную, одухотворенную и по-настоящему сильную Нину Скуйбину.

В то время уже зрелые люди (Нине Суйбиной было 40 лет), они буквально опешили от нахлынувшего на них чувства. В то время Рязанов снимал «Берегись автомобиля», и все коллеги замечали, что с ним происходит что-то необычное. Бежит, сбивает всех с ног, ничего вокруг не видит и не слышит, и при этом светится от счастья.

Рязанов был влюблен, и они поженились. Уже в фильме «Берегись автомобиля» появляются те светлые, лирические, чисто рязановские нотки. Лучшие свои картины «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж» он снял, будучи в браке с Ниной Григорьевной.

Официально она не работала с ним в одних картинах, но была фактически редактором всех его фильмов. Она часто присутствовала на съемках, и могла в одно мгновения погасить любую вспышку ярости режиссера. Разозлившись на актеров, он мог вспылить, но неведомо откуда взявшийся бутерброд, ласковое слово смягчали эмоциональный всплеск мэтра.

Этот брак длился долго, пока смерть не разлучила их. В 1994 году Нина Скуйбина умерла от рака. Супруг и сын от первого брака боролись до последнего, старались предпринять все усилия, отвезли любимую женщину в Мюнхенскую клинику, но ничего не помогло.

Эта смерь стала для Рязанова и его смертью. Похоронив жену на Новоддевичьем кладбище, он подготовил рядом место и для себя, и на могиле установил камень из двух половин. На одном из них была нанесена надпись «Нина Григорьевна Скуйбина- Рязанова», а под другим он хотел лежать сам.

Эльдар Рязанов — биография

Фильмы режиссера Эльдара Рязанова — душевные и ироничные, трогательные и простые. Они уже много лет сопровождают по жизни несколько поколений зрителей, они согревают душу и наполняют ее романтикой. Уже стало хорошей традицией провожать уходящий год вместе с «Иронией судьбы» или «Карнавальной ночью». Жаль, что больше такого кино не снимают, жаль, что режиссер уже покинул этот мир. Он прожил длинную и достойную жизнь, и ушел в 88, оставив после себя огромное наследие. Многие боятся смерти, Рязанов относился к этому философски, и воспринимал это как должное.

Читать еще:  Красота с оптимизмом. Любовь и переезды Татьяны Лютаевой

Эльдар Рязанов один из самых известных отечественных режиссеров. Прославился своими незабываемыми комедиями – «Ирония судьбы, или С легким паром», «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Гараж».

Детство и юность

Родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре. Папа Александр Рязанов и мама Софья Рязанова(Шустерман) были работниками советского торгового представительства в Иране, поэтому первые три года своей жизни Эльдар провел в Тегеране. Родители еще до рождения сына решили назвать его Эльдаром, что в персидском языке звучит, как владеющий миром. Может именно это имя помогло ему впоследствии действительно владеть любовью миллионной зрительской аудитории.

На фото Эльдар Рязанов в детстве

В 1930-м семья переехала в Москву, отца назначили руководителем в винный главк. У них была огромная квартира в центре столицы и достаточно обеспеченная жизнь. Отец вскоре пристрастился к алкоголю, бросил семью, женился второй раз, и даже успел снова стать отцом. В 1938-м за ним пришли, дали пять лет лагерей, но он решился на побег. Его поймали, и добавили еще 12 лет. Он пробыл в лагерях семнадцать лет, и смог разыскать Эльдара только в 60-х. Александр пришел к сыну попросить денег, Эльдар отдал все, что у него было, и отец снова пропал на несколько лет – ему нельзя было находиться в столице. Через несколько месяцев его не стало, Эльдар ездил к нему на похороны.

После того, как семья развалилась, мама вышла замуж за инженера Льва Коппа, вдовца с ребенком. Он принял Эльдара как родного, и относился к нему со всей душой.

Родители особо не занимались воспитанием сына, вкус сигарет он узнал примерно в восемь лет, и с тех пор не бросил эту вредную привычку. Он любил гонять голубей и часто пропадал во дворе с такими же мальчишками.

Мама научила сына всегда говорить правду, и привила любовь к чтению. Он читал классику и приключения, и даже собирался после школы в мореходное училище в Одессе. Рязанов даже послал туда запрос, но ответа не получил.

В годы войны семья эвакуировалась в Куйбышев, и этот период стал самым тяжелым в жизни мальчика. Он всю жизнь помнил этот жуткий холод и голод, бесконечные очереди за продуктами и полуобморочное состояние. Поэтому, когда отменили карточки на продукты, и появилась возможность лучше питаться, он ел, не переставая, и вскоре стал сильно прибавлять в весе.

Эльдар Рязанов в молодости

Не получив ответ из Одессы, Рязанов решил не терять времени, и ради интереса попробовать пройти в театральный. Он не думал, что из этой затеи что-то выйдет, ведь у сына врага народа и еврейки перспектив было немного. Однако после завершения всех экзаменов, он с удивлением нашел свою фамилию в числе студентов режиссерского факультета ВГИКа. Его наставником стал Григорий Козинцев, который уже в те годы был известным режиссером.

Поначалу учеба совершенно не заинтересовала Эльдара, ему ведь только недавно исполнилось 16. После второго курса Козинцев даже пригрозил ему отчислением, по причине молодости, на что Рязанов ответил, что при поступлении он был моложе на два года, и тогда ему никто не сказал, что он не проходит по годам.

Одним из педагогов курса был Сергей Эйзенштейн, который сразу рассмотрел в Эльдаре большие способности. Именно благодаря ему из Рязанова получился отличный режиссер. Диплом с отличием Эльдар получил в 1950-м, и снял свою дипломную картину «Они учатся в Москве».

Фильмы

Первые пять лет своей биографии Эльдар Рязанов посвятил документальному кино. За эти годы он много путешествовал, побывал на Дальнем Востоке, Камчатке и Сахалине. Героями его фильмов были самые простые люди – оленеводы, рыбаки, пограничники, ловцы крабов. Он набрался колоссального опыта.

Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Весенние голоса»

В 1955-м Рязанов начал работать на «Мосфильме», где и создал свою первую картину «Весенние голоса». Фильм очень понравился режиссеру Ивану Пырьеву, и он настоятельно рекомендовал Рязанову начать снимать комедии, и даже предложил обратить внимание на «Карнавальную ночь», сценарий к которой написали Ласкин и Полякова.

Нельзя сказать, что Рязанов с большим воодушевлением принял совет известного режиссера, но решил попробовать. Жанр был незнакомый, работа продвигалась с большим трудом, но после выхода картины стало понятно – комедии ему под силу. После выхода ленты Эльдар мгновенно стал известным режиссером.

Картина заняла лидирующие позиции в прокате, и принесла Рязанову первые в его жизни награды.

Таким же успехом пользовалась и следующая лента Рязанова – «Девушка без адреса», которую пришли посмотреть 36,5 миллионов зрителей. Популярность режиссера росла с каждым новым проектом.

В 60-е годы у Эльдара сформировалась особая манера создания кино. Его ленты получили название лирических трагикомедий. В те годы режиссер создал и свою постоянную группу, которая участвовала во всех его проектах. Сценарии к его фильмам принадлежали Эмилю Брагинскому, музыкальное сопровождение создавал Андрей Петров, обязанности оператора лежали на плечах Владимира Нахабцева. Ну и конечно же актерский состав, в который входили известные советские артисты.

Эльдар Рязанов во время съемок

В 1966-м режиссер снял одну из самых лучших своих комедий — «Берегись автомобиля», которая была очень тепло встречена зрителями. Рязанов стал соавтором сценария к этому фильму.

В 60-70-е годы Эльдар Рязанов плодотворно работал, выпуская каждый год по несколько новых работ. Самыми значимыми проектами того времени стали «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России».

В первый день 1976 года на экраны вышла лента, которая стала бессменным атрибутом Нового года – комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!». В следующем году вся творческая группа была удостоена Госпремии СССР.

В 1977-м на экраны страны вышла лента «Служебный роман», ставшая одним из самых успешных проектов Рязанова. Спустя год авторы этого фильма были награждены Государственной премией РСФСР им.братьев Васильевых. После этого была целая череда картин, которые стали настоящими хитами, и пользуются успехом у зрителя и в настоящее время – «Вокзал для двоих», «Гараж», «Жестокий романс».

Эльдар Рязанов в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

В 80-е режиссер отошел от своего амплуа, и снял серьезное кино – «Дорогая Елена Сергеевна» и «Забытая мелодия для флейты». В это же время выходит и документальный проект режиссера – «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», посвященный пятидесятилетию барда.

В 1991-м Эльдар Рязанов выпустил картину «Небеса обетованные», которая немного отличалась по стилю от предыдущих его работ. Но от этого она совершенно не утратила свою ценность, наоборот, подчеркнула многогранность таланта мастера. В таком же стиле вышли и «Тихие омуты» и «Старые клячи».

Эльдар Рязанов засветился практически в каждом своем проекте, в небольших эпизодах. Это как автограф великого художника на своем холсте.

Личная жизнь

В личной жизни Эльдара Рязанова было три официальных брака. Первый раз он женился на Зое Фоминой, своей однокурснице, с которой он потом вместе снимал картины. В 1951 году у них родилась дочь Ольга, которая получила диплом МГУ по профессии филология и киноведение.

Эльдар Рязанов и Нина Скуйбина

Второй женой режиссера стала Нина Скуйбина, редактор киностудии «Мосфильм». Она умерла в молодом возрасте от неизлечимого недуга.

Эльдар Рязанов и его жена Эмма Абайдуллина

Третий раз Эльдар Рязанов женился на Эмме Абайдуллиной, которая работала редактором на «Мосфильме». Этот брак длился до самой смерти великого режиссера.

Смерть

Здоровье Эльдара Рязанова резко пошатнулось осенью 2015 года, хотя до этого на протяжении семи лет он часто проходил лечение в разных клиниках Москвы. 29 ноября стало известно, что его подключили к дыхательному аппарату, а 30 ноября 2015-го Рязанова не стало. Причиной смерти названа сердечная недостаточность, и доктора оказались не в силах ему помочь.

Похороны Эльдара Рязанова

Местом упокоения Эльдара Рязанова стало Новодевичье кладбище.

Режиссерская фильмография

  • 1950 Они учатся в Москве
  • 1954 Остров Сахалин
  • 1956 Карнавальная ночь
  • 1957 Девушка без адреса
  • 1961 Человек ниоткуда
  • 1968 Зигзаг удачи
  • 1971 Старики-разбойники
  • 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • 1977 Служебный роман
  • 1979 Гараж
  • 1984 Жестокий романс
  • 1988 Дорогая Елена Сергеевна
  • 1993 Предсказание
  • 1996 Привет, дуралеи!
  • 2000 Старые клячи
  • 2003 Ключ от спальни
  • 2006 Андерсен. Жизнь без любви
  • 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
  • 2007 Ирония судьбы. Продолжение

Фильмография актера

  • 1957 Цель его жизни
  • 1965 Дайте жалобную книгу
  • 1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений
  • 1971 Старики-разбойники
  • 1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • 1996 Привет, дуралеи!
  • 2000 Старые клячи
  • 2007 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
  • 2007 Ирония судьбы. Продолжение

Ссылки

  • Персональный сайт
  • Полная фильмография
  • Интервью Эльдара Рязанова на Эхо Москвы
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector