Любовь и жизнь несносного гения. Каким было счастье Александра Кайдановского
Любовь и жизнь несносного гения. Каким было счастье Александра Кайдановского
Легендарный Сталкер был человеком до крайней степени не простым: чуть что не по его, уходил без лишних разговоров. Так он бросил профессию, которую выбрал, театр, в который попал по распределению, и трех женщин, которые его любили.
Кайдановский родился в Ростове-на-Дону в непростой семье. Отец с матерью постоянно ссорились, а когда сын чуть подрос, мама стала позволять себе интрижки на работе – она была режиссером детских спектаклей. То один, то другой поклонник провожал ее до дома. Отец негодовал, устраивал скандалы.
Однажды мальчик не выдержал и сбежал от родителей к бабушке, откуда угодил в интернат. Суровые, казарменные условия этого учреждения шокировали сломали и без того своенравного малыша. Теперь маленький и щуплый Саша бросался в драку за каждое нечаянное слово оппонента.
К тому времени родители Кайдановского развелись, он предпочел жить с отцом и мачехой. Протянул в нелюбимой семье до аттестата и, окончив восьмилетку, уехал в Днепропетровск.
Поступил там в техникум и планировал стать сварщиком, но с педагогом у Александра отношения не сложились. Даже не подумав о том, что так и не получит профессию, строптивый студент собрал вещи и попрощался с учебным заведением.
Кайдановский вернулся в Ростов и подал документы в училище искусств. К актерскому мастерству парня тянуло не спроста: мама когда-то бросала семью ради карьеры актрисы. Уезжала в столицу, пробовала жить звездной жизнью, но что-то у нее не получилось. Страсть к театру ей удалось привить сыну.
- Характер
- Столица
- Невозможный
- Малявина
- Роман
- Женя
- Конец
- Дети Ванюшина (1973)
- Драма на охоте (1970)
- Под крышами Монмартра (1975)
- Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
- Собака Баскервилей (1971)
- Телохранитель (1979)
- Это было в Коканде (1977)
Характер
к/ф «Пятнадцатая весна» (1971)
На актерский факультет Саша поступил с первого раза. Мастер курса, у которого в последствии, когда Кайдановский стал знаменитым, брали интервью, удивлялся: со своим студентом у него было полное взаимопонимание. За все годы обучения с Сашей он не поссорился ни разу!
Правда душкой Михаил Бушнов воспитанника тоже не называл. Педагог полагает, что сумел найти с актером общий язык потому что сразу и безоговорочно признал в нем неординарную личность и дальше все диалоги велись с оглядкой на это признание. Спорить с Бушновым теперь никто бы не осмелился – Кайдановский действительно оказался настоящей глыбой в отечественном и зарубежном кинематографе.
Но прежде он отколет несколько таких номеров, что запомнится зрителю не только своими ролями в театре и кино, но и бескомпромиссным непробиваемым характером.
Например, после Ростовского училища искусств он попал по распределению в Ростовский же драматический театр. Как только Кайдановскому представилась возможность пообщаться с главным режиссером, он заявил, что желает получить главную роль в новом спектакле. Когда еще неоперившемуся юноше было отказано, он рассчитался из театра и укатил в Москву.
Выбор профессии, становление, карьера
В 1960 году он поступает в сварочный техникум им. Е.О. Патона. Отец руководил СМУ, специализирующемся на подводной сварке, и чем-то эта профессия привлекла сына. Но через год его обучение рабочей профессии закончилось. Он забрал документы и уехал обратно в Ростов поступать в театральное училище. Из-за взрывного характера у него тут же не сложились отношения с руководителем курса. Но среди ростовских мастеров нашелся один, кого не испугала неуправляемость начинающего актера. Настоящий талант в парне разглядел Михаил Ильич Бушнов. После окончания училища в Ростове, Кайдановский решил продолжить обучение в Москве.
С этих пор биография Александра Кайдановского стала связана с театром и кино. Александр Леонидович с легкостью поступил в школу-студию МХАТ. Что его не устроило в прославленном учебном заведении, неизвестно, но через пару месяцев он перевелся в училище им. Щукина, которое закончил в 1969 году. Его приняли в труппу театра им. Вахтангова. Актер с большой неохотой вспоминал этот период своей творческой жизни. В интервью он рассказывал, что именно вахтанговская труппа, отношения внутри коллектива навсегда отбили у него очарование театральной жизнью. Как свободолюбивому человеку ему были чужды принципы иерархии, принятой в театре. В 1971 году он ушел. Попробовал поработать во МХАТе, Театре на Малой Бронной, но во всех труппах царил один и тот же порядок иерархического подчинения.
Жизнь круто изменилась в период срочной службы в армии. Кайдановский попал в кавалерийский полк при «Мосфильме». Армия стала для актера своеобразной палочкой-выручалочкой. Несмотря на интеллектуальный подход к работе над каждой ролью, ни один московский театральный режиссер не хотел видеть Александра Леонидовича в своей труппе. Михаил Ульянов тогда предложил Кайдановскому уехать обратно в Ростов, чтобы попробовать наладить заработок, то тот, как всегда, решил по-своему.
Имя Кайдановского всегда связывают с именем другого интеллектуала советской режиссуры – Андреем Тарковским. Их совместные проекты стали классикой мирового кинематографа. В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер». Главный герой, сыгранный Александром Леонидовичем, был крайне неоднозначной фигурой. После работы с Тарковским актер сам решил снимать фильмы. Гений режиссуры чуть ли не него одного создал собственную мастерскую при Высших курсах сценаристов и режиссеров. Обучение началось в 1982 году, но Андрей Арсеньевич подписал контракт с итальянской киностудией и уехал из СССР (на родину он больше не вернулся). Курс возглавил Сергей Соловьев, у которого Кайдановский в 1980 году снялся в фильме «Спасатель».
В 1984 году обучение на курсах закончилось. Как режиссер, сценарист и художественный руководитель, он выпустил 11 проектов. Они не имели особой популярности у советского зрителя, зато вызывали интерес у западноевропейской публики. В 1985 году он снимает фильм «Простая смерть» по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». За эту работу он был удостоен приза на кинофестивале в Испании. Его карьера строится с переменным успехом. Взрывной нрав играет не на руку Кайдановскому, но режиссеры все чаще хотят видеть актера в своих картинах.
С 1989 года Александр Леонидович начинает преподавать режиссуру в Щукинском театральном училище. Он уже считается признанным мэтром советского кинематографа. Горбачевская перестройка открыла границы страны. В 1994 году Кайдановский становится челном жюри кинофестиваля в Каннах. За два года до этого ему присуждают звание «Заслуженного деятеля искусств РФ». В 1995 году он открывает собственную мастерскую при высших курсах сценаристов и режиссеров. Но 3 декабря этого же года его сердце останавливается от третьего инфаркта. Он умер в своей комнате коммунальной квартиры, похоронен на Кунцевском кладбище.
Александр Кайдановский — биография
Александр Кайдановский – известный российский актер, режиссер, сценарист. В 1992 году получил звание заслуженного деятеля искусств РФ. Самую большую популярность приобрел после выхода на экраны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором сыграл ротмистра Лемке.
Он поражал свой гениальностью и непредсказуемостью, все, кто когда-либо пересекались с ним по жизни, считали, что он не от мира сего. Очень умный и начитанный, казалось, он знает буквально все, и это не могло не притягивать к нему окружающих. Вместе с этими положительными качествами, Александр Кайдановский обладал и отрицательными чертами, у него был настолько сложный характер, что доказывая свою правоту, он мог и по физиономии заехать, и даже в драку ввязаться. Он и сам страдал от своей вспыльчивости, но ничего не мог с собой поделать.
Детство
Родился Александр Кайдановский в Ростове-на-Дону 23 июля 1946 года. Его отца звали Леонид Львович Кайдановский , вернее, Лейб Лейбович. Он был евреем, возглавлял радиолокационную станцию в городе Батайск. Спустя некоторое время получил должность заместителя начальника СМУ-5 в Ростове-на-Дону. Специалисты этого управления выполняли сварочные работы под водой. Мама – Вера Онищук, окончила Московский библиотечный институт, получила должность заведующей детским сектором ростовского Дворца энергетиков, впоследствии ее приняли в качестве режиссера-постановщика в детскую театральную студию.
Леонид и Вера поженились в 1945-м, а расторгли брак спустя пятнадцать лет, в 1960-м. После развода родителей Саша остался жить с отцом в коммунальной квартире. Через два года отец женился снова на Ирине Пухальской, и в этом браке родились две сестры Александра – Ольга и Татьяна.
Александр Кайдановский в детстве
Мама тоже устроила свою личную жизнь, снова вышла замуж, в 1965 году родила сына Михаила Есипова. Он умер в 2000 году, а до этого трудился ревизором.
Александр с ранних лет отличался сложным характером, рос очень свободолюбивым ребенком. Сам принимал сложные решения, не признавал авторитетов. Поэтому, когда после окончания школы он решил учиться на сварщика, никто не собирался его отговаривать. В 1961 году он уехал в Днепропетровск, поступил в сварочный техникум им.Патона, но буквально после первого курса понял, что это эта профессия его совершенно не интересует, и оставил учебу.
Кайдановский забирает документы, и отправляется в Ростов. Буквально с первой попытки он становится студентом Ростовского училища искусств. И уже в этом учебном заведении он проявил свой непростой характер, поссорился с режиссером, и перешел в мастерскую к другому преподавателю – Михаилу Бушнову. Именно Бушнов сумел рассмотреть в нем настоящий талант, помог ему раскрыться, стал для него не просто педагогом, но и настоящим другом. Спустя много лет он говорил, что абсолютно не боялся взрывного характера Кайдановского, между ними ни разу не возникло не то, что ссоры, но и наименьшего недоразумения.
Александр Кайдановский в юности
Диплом об окончании училища Александр получил в 1965-м, и решил продолжить обучение в Москве. Поступить во МХАТ для него оказалось легкой задачей, но вот задержаться там не получилось. Буквально через несколько месяцев, молодой человек добился перевода в театральное училище им.Щукина. В те годы там учился Леонид Филатов, с которым у Александра сразу завязались дружеские отношения. Филатова поражало умение Кайдановского виртуозно материться, переходить на бандитский жаргон, и тут же говорить о высоком искусстве и литературе, причем настолько профессионально и компетентно, что он мог дать фору любому специалисту в этой области.
Театр
Творческая биография актера стартовала еще в студенческие годы. Он тогда был студентом-второкурсником, когда ему предложили сыграть Гамлета. Александр представил классический образ в своей нестандартной интерпретации, которую осудили некоторые критики. Однако запомнили молодое дарование благодаря интеллектуальной игре и таланту.
Александр Кайдановский в роли Гамлета
После окончания театрального училища Кайдановский пополнил труппу Театра им.Е.Вахтангова. Он появился в этом коллективе не случайно, должен был сыграть в постановке «Идиот» князя Мышкина. Однако роль отдали другому артисту, а Кайдановскому предложили перевоплотиться во второстепенного героя. Во всех последующих постановках Александр неизменно оставался на вторых ролях. Так продолжалось на протяжении трех лет, пока в 1972-м у артиста лопнуло терпение, и он ушел из театра. При этом он сказал, что из-за вахтанговской корпорации в нем умерла любовь к театру.
Вместе с уходом из театра пришло безденежье, жить артисту приходилось в полуподвальных помещениях. Кайдановский не находил поддержки ни у коллег-актеров, ни у режиссеров, в него просто не верили. Однажды Михаил Ульянов дал молодому коллеге совет возвращаться обратно в родной Ростов, и пытаться там сделать карьеру. Александр никогда не прислушивался к чужому мнению, и на этот раз тоже решил проблему по-своему, ушел в армию. Именно это решение кардинальным образом изменило его судьбу.
Фильмы
Его призвали в кавалерийский полк при киностудии «Мосфильм». Именно тогда Кайдановскому предложили роль в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», режиссера Никиты Михалкова. Артист перевоплотился в поручика Лемке, и мгновенно стал популярным. Это было невероятно, но именно благодаря погонам белогвардейского офицера талант актера и его нестандартная внешность приобрели достойную огранку. После выхода картины на экраны, другие режиссеры решили использовать этот образ снова и снова. Это случалось настолько часто, что актера теперь воспринимали не иначе, как потомка дворянского рода. До какой-то степени он был аристократом, любил литературу, знал классическую и современную музыку.
Александр Кайдановский в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»
В 70-е годы фильмография Александра пополнилась лентами «Золотая речка», «Жизнь Бетховена» и другими.
Важной в творческой биографии актера стала лента режиссера Андрея Тарковского «Сталкер». В этом фильме он сыграл главного героя, неоднозначного и многогранного, что зрители не могли оторвать глаз от телевизоров, следя за ним. После этого фильма Александр Кайдановский решил попробовать свои силы в режиссуре.
Александр Кайдановский в фильме «Сталкер»
Режиссерский дебют Кайдановского – фильм «Простая смерть», получивший приз испанского кинофестиваля. После этого он стал режиссером картин «Жена керосинщика» и «Гость», снялся в лентах «Десять негритят» и «Дыхание дьявола».
В 1992-м артист удостоился звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Последняя актерская работа Александра Кайдановского – фильм «Свадебный марш», который появился на экранах в 1995-м году. Лента стала частью киноальманаха, получившего название «Прибытие поезда». В том же году он снял и свою последнюю режиссерскую работу. Это была не полнометражная лента и даже не короткометражка. Александр стал режиссером музыкального клипа на композицию Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» — «Гарсон№2».
Александр Кайдановский в фильме «Прибытие поезда»
В 90-е годы Кайдановский больше не снимал кино и отказывался от предложений сниматься у других режиссеров. Он считал, что не хочет принимать участие в создании дурного кино, эра которого наступила именно в те годы. Чтобы заработать себе на жизнь, артист писал сценарии, читал лекции на курсах по сценическому искусству. Буквально перед самой смертью Кайдановский приступил к съемкам картины «Восхождение к Эрхарду», но она так и осталась неоконченной.
Личная жизнь
Александр достаточно долго искал себя в искусстве, точно так же обстояли у него дела и с личной жизнью. Он никак не мог найти ту единственную, может быть, поэтому женился четыре раза. Первые три жены родили артисту по одному ребенку. Свою первую жену — Ирину Бычкову, Кайдановский встретил в Ростове. Влюбленные поженились, потом перебрались в столицу. Времена были сложными, Александр находился в вечном поиске себя, и спустя девять лет брак распался. Ирина родила Кайдановскому дочку.
Свадьба Александра Кайдановского и Ирины Бычковой
Второй раз артист женился на Евгении Симоновой, с которой прожил в браке пять лет. В этом браке у Александра родилась дочь Зоя, которая продолжила дело родителей и сделала актерскую карьеру.
Александр Кайдановский с Евгенией Симоновой
Третьей избранницей Кайдановского стала Наталья Судакова, родившая артисту сына Андрея. Молодой человек унаследовал артистизм отца, но прославился не в кино, а в балете. Андрей окончил Московское хореографическое училище, потом уехал за границу продолжать обучение хореографией.
Александр Кайдановский с ребенком и Натальей Судаковой
Андрей Кайдановский прошел обучение в балетной школе Санкт-Пельтена (Австрия), потом отправился в аналогичное учебное заведение Вены и немецкого Штутгарта. После окончания учебы молодой человек не вернулся в Россию, остался в Австрии, поступил на службу в венский балет Штатсопера.
Развод с третьей супругой Александр оформил практически перед самой смертью. Меньше, чем за месяц до своей кончины он взял в жены Инну Пиварс. Кайдановский был старше своей четвертой жены на двадцать шесть лет, девушка только начинала карьеру актрисы. Перед тем, как пожениться, у них был роман длиной в два года.
Александр Кайдановский с Инной Пиварс
Достаточно долго у Кайдановского не было отдельного жилья, он ютился в коммуналке. Только к середине 1995-го он стал обладателем собственных квадратных метров, и его позвали в члены жюри на Каннский кинофестиваль. Однако радость от таких перемен в его биографии омрачало состояние здоровья, оставлявшее желать лучшего.
Смерть
Один за одним у артиста случились два инфаркта, от которых он едва отошел. А вот третий, случившийся рано утром 3 декабря 1995 года, оказался смертельным. Александру Кайдановскому было всего 49 лет.
Местом вечного упокоения артиста стал десятый участок столичного Кунцевского кладбища. Спустя три года после такой преждевременной смерти актера режиссер Цымбал снял автобиографический документальный фильм под названием «Сны Сталкера», о жизни и творчестве Кайдановского.
Могила Александра Кайдановского
В 2000-м писатель Раззаков выпустил первую книгу с описанием жизненного пути выдающихся людей, в том числе и Кайдановского, под названием «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». Спустя два года в издательстве «Искусство» вышла еще она биографическая книга о непревзойденном актере – «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Коллеги артиста утверждали, что Кайданоский обладал какой-то тайной, он был неповторим и как актер, и как режиссер. Тайну великого артиста разгадать так и не удалось, секрет своей неповторимости и природного шарма Александр Кайдановский тоже унес с собой, жаль, что жизнь этого талантливого человека оборвалась так рано.
Избранная фильмография
- 1967 — Таинственная стена
- 1968 — Первая любовь
- 1971 — Собака Баскервилей
- 1972 — Четвёртый
- 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж
- 1973 — Дети Ванюшина
- 1973 — Крах инженера Гарина
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
- 1975 — Мой дом — театр
- 1975 — Под крышами Монмартра
- 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата
- 1976 — Огненный мост
- 1976 — Золотая речка
- 1977 — Это было в Коканде
- 1979 — Телохранитель
- 1979 — Сталкер
- 1980 — Рассказ неизвестного человека
- 1980 — Спасатель
- 1980 — Факт
- 1982 — Кафедра
- 1987 — Десять негритят
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура
- 1995 — Откровения незнакомцу
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Счастье в коммуналке
Мы поженились в марте 1966 г., и вскоре Саша уехал в Москву — он учился на первом курсе Щукинского училища. Он писал длинные письма о своей столичной жизни, из которых я выяснила, что у него на первом месте друзья, на втором — жена, на третьем — всё остальное. Осенью я переехала жить к нему. Устроилась на работу в детский сад воспитательницей. Саша учился и постоянно участвовал в кинопробах.
Жили мы в сырой полуподвальной коммуналке, бывшей дворницкой — с холодной водой, без отопления, с плесенью в углах. Это был старый, ветхий дом под снос, зато в самом центре — рядом с Театром им. Вахтангова, где он параллельно с учёбой работал. Но как мы были счастливы в этой коммуналке! Обвалившийся кафель на кухне я заклеивала репродукциями Ван Гога, шторки повесила. Валя Малявина (потом она станет знаменитейшей актрисой) приходила и нахваливала: «Как тут у тебя уютно!» Мы дружили с крысами, которые довольно часто появлялись откуда-то из-под пола — белые лабораторные альбиносы с красными глазками. Одно время с нами жила белка, потом — скворец и сурок. Ещё Саша безумно любил кошек. Кстати, первый инфаркт у него случился, когда пропал его любимец кот.
Другое дело, что уже через год, как Саша уехал из Ростова, он стал как-то меняться. Здесь ему хотелось семьи, тепла, он мечтал о детях. А в Москве я поняла, что изменилось его отношение в первую очередь к семье. Он никогда и не был классическим семьянином — домоседом, любителем почитать газеты, постоять у плиты. Сашу никогда не волновал вопрос, есть ли деньги в семье. Если они у него появлялись, почти все тратил на книги и пластинки. Но при этом у нас двери практически не закрывались и всегда было полно потрясающе интересных людей — скульпторов, художников, музыкантов, артистов. Гоняли чаи, пили вино, ночи напролёт вели захватывающие разговоры-споры о поэзии, театре, музыке, литературе.
Тогда Саша был известным только узкому кругу, он искал себя. «Быть самим собой!» — было для него главным. Со временем начались его опоздания в театр (играть роли «кушать подано» ему было не очень интересно), пропуски репетиций. Например, мог проспать, потому что всю ночь читал. Но были причины и посерьёзнее. Саша стал часто выпивать, причём, как на него подействует алкоголь, предугадать не мог никто. Он мог начать петь под гитару или отказаться петь наотрез. Мог ни с того ни с сего взорваться или. заснуть.
Как-то на нас напали хулиганы недалеко от Рижского вокзала в Москве. Кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. У этих парней были ножи. Я запомнила, что Саша сцепился с человеком, который размахивал ножом. Слава богу, быстро приехала милиция. После этой драки у него появился шрам на подбородке.
Роковая комната в коммуналке
На протяжении многих лет единственным жильем советской кинозвезде служила большая комната в коммуналке, потолок которой возвышался на четыре метра. Она располагалась на ул. Воровского. Кроме Кайдановского, в ней еще обитали дворняга Зина и кот Носферату.
Александр Кайдановский в своей комнате в коммунальной квартире
Потолок комнаты украшали лепные ангелы. Актеру она досталась после съемок какого-то фильма. Александр въехал в жилье с черными стенами, которые он решил оставить, как есть. Когда Кайдановский однажды принимал у себя в гостях культового режиссера Сергея Параджанова, тому жилье коллеги понравилось.
Хорошая комната, в ней ты и должен умереть.
В 1992 году испанский режиссер Пако Лусио пригласил русского актера сняться в своем «Дыхании дьявола». Гонорар Кайдановского составил 140 тыс. долларов. Вернувшись в Россию, Александр отметил свой приезд большим застольем с друзьями и покупкой новой московской квартиры. Оставшуюся часть гонорара он собирался потратить на съемки своего очередного фильма, но денег на это ему не хватило. Друзья удивлялись, куда делась остальная часть этой огромной суммы?
Слухи о раке
Казалось, все наладилось: Андрей Эшпай окружил Симонову любовью и заботой, которых ей так не хватало в предыдущих отношениях, и к тому же помог супруге возобновить кинокарьеру. Ложку дегтя добавили слухи о раке актрисы, распространившиеся в прошлом году. Поговаривали, что звезде «Обыкновенного чуда» удалили часть легкого, но она якобы все равно продолжает курить, несмотря на запреты врачей.
«Хочу сейчас сказать, что новость о болезни мамы — чистой воды фейк. Не знаю, кому надо было ее сочинять! Нам многие звонили по этому поводу, обращались к маме и говорили, чтобы она немедленно бросила курить. А она вообще никогда не курила! Мама хохочет, читая все эти новости», — заявила в минувшем октябре Зоя Кайдановская.
Поклонники Евгении Павловны вздохнули с облегчением: очевидно, кумиру ничего не угрожает, а значит, стоит ждать новых проектов. Так, театралы в ближайшее время могут посетить спектакли «Русский роман» и «Август: Графство Осейдж» с участием народной артистки России.