Поздняя звезда. Жизненный путь Евгения Леонова
Почему Андрей Леонов стеснялся своего знаменитого отца: Семейные тайны актерской династии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Евгений Леонов узнал о том, что у него родился сын, во время съемок в фильме «Полосатый рейс». Позже он рассказывал Андрею, что тогда на радостях кинулся целовать морды тигров, к которым до этого боялся подойти. Было ли это преувеличением или нет, но он действительно в этот момент почувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
Взаимное стеснение
«Полосатый рейс» принес актеру первую громкую популярность, а у его сына отобрал отца, ведь после этого Леонова рвали на части, и он подолгу отсутствовал дома. Когда Андрею исполнилось 10 лет, его отец уже стал одной из самых ярких звезд советского кино, снявшись в фильмах «Донская повесть», «Снежная королева», «Зигзаг удачи», «Гори, гори, моя звезда» и «Белорусский вокзал». Его слава была всенародной, и в детстве Андрей стеснялся своего отца из-за чрезмерного внимания к нему публики. Он даже не мог идти с ним рядом по улице – шагал метрах в 10 следом за ним.
Артист часто пропадал на съемках и переживал из-за того, что уделяет сыну недостаточно внимания. И он нашел выход из ситуации: начал писать ему письма. Спустя годы, когда они были опубликованы, Андрей решил написать в той же книге ответные письма отцу. И в самом начале признался в своих детских переживаниях: « Не знаю, с чего начать. Может, с того, что я с детства стеснялся быть твоим сыном? Стоило нам пойти в магазин или на рынок, как тебя тут же обступали люди, – и от этого становилось ужасно неловко, начинало казаться, что я – не Я, не сам по себе, а приложение к тебе – «сын Леонова ».
Стесняться доводилось и самому артисту. Когда он приходил к сыну в школу, то краснел и бледнел, как ученик, когда учителя его отчитывали за неуспеваемость Андрея и говорили, что из него ничего не получится, что в будущем он сможет стать разве что шофером. Потом они молча вдвоем брели домой, и актер после этого мог несколько дней не разговаривать с сыном. Он никогда на него не кричал, но эти дни тишины были для него худшим наказанием.
Нежность по-леоновски
Мать могла дать ему подзатыльник или поставить в угол, а отец был слишком добрым и мягким для того, чтобы разозлиться по-настоящему. Он не раз велел Андрею собирать вещи и готовиться к отправке в «лесной интернат», но это мифическое заведение так и осталось для него загадкой, ведь запала отца хватало только до первого этажа их дома. Актер стеснялся открыто демонстрировать любовь к своему сыну, а проявления его чувств часто были очень своеобразными. Он мог ни с того ни с сего отвесить ему подзатыльник, а когда Андрей обиженно вскрикивал: « За что?! », тот отвечал: « Люблю, сынок, тебя ».
Свою жену Ванду Евгений Леонов обожествлял, сына обожал, они были для него самыми дорогими людьми на свете. Актер всегда старался опекать сына и своей главной задачей считал оберегать и защищать близких от всех неприятностей. Иногда его опека становилась чрезмерной. Когда Андрей вопреки желанию отца пошел служить в армию, он надеялся на то, что это позволит ему наконец стать самостоятельным. Он попросил отца не приезжать к нему, и тот пообещал. Уже через три недели Евгений Леонов был в части. В этом был он весь.
Винни-Пух-хлопотун
Театр Андрей полюбил благодаря отцу, но только со временем он начал прислушиваться и приглядываться к нему не как к отцу, а как к профессиональному актеру. Евгений Леонов никогда не был его кумиром, но масштаб его дарования Андрей оценивал адекватно. Свои первые шаги в актерской профессии он делал под его контролем, на одной сцене вместе с ним. Наблюдая за ним, Андрей учился актерскому мастерству. В театре ему было не страшно играть рядом с ним, а вот в кадре Андрей терялся. Во время совместных съемок в легендарном «Обыкновенном чуде» он смущался и никак не мог расслабиться.
Своего отца Андрей спустя годы называл «Винни-Пух-хлопотун», ведь он был таким же добродушным, как и знаменитый мультипликационный персонаж, которому Евгений Леонов подарил свой голос. Он заботился не только о своей семье, а старался помочь всем вокруг. Вот только за самого себя никогда не просил и не боролся. Когда его обижали – он уходил. А еще артист был очень хлебосольным и гостеприимным, с гастролей он всегда возвращался с огромными сумками, набитыми продуктами. А потом приглашал друзей, родственников и всех угощал.
Невосполнимая утрата
В детстве и в юности Андрей обращался к отцу по имени, а «папой» стал называть только после того, как он чудом выжил после операции. В конце 1980-х гг. во время гастролей театра в Германии актер перенес инфаркт, а следом за ним – еще один. После этого он 28 дней провел в коме. Врачи советовали Андрею попрощаться с отцом, а он все это время сидел рядом, молился, разговаривал с ним и просил вернуться. И ему удалось отсрочить его уход еще на несколько лет. Но в 1994 г. спасти его уже не удалось – 29 января у него оторвался тромб, и актер ушел из жизни.
Сегодня Андрей Леонов говорит: « Самое главное, что на протяжении всей жизни я ощущал его защиту, которой на самом деле была его любовь. За это спасибо ему огромное. Да честно говоря, по сей день он рядом со мной. По-прежнему предостерегает – ему оттуда всё же виднее… Папа же все время рядом – на экране. Все равно я чувствую его присутствие. Включаю телевизор – и вдруг он появляется. И я вижу доброе, улыбающееся именно мне его лицо. ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Двумя годами позднее он поступил в Авиационный приборостроительный техникум, где проучился целых три курса, прежде чем наконец признался сам себе: он учится не там, где хотелось бы. А где бы хотелось? В ответ на этот заданный самому себе вопрос мысли Евгения уносились в воспоминания о школьных годах, когда они с друзьями увлеклись драматическим искусством и хотели поставить пьесу, а также о том кружке художественной самодеятельности в техникуме, куда Женя с удовольствием ходил на каждое занятие.
Он не блистал эффектной внешностью героя-любовника, но пылал искренним вдохновением и был по-настоящему увлечен игрой, так что выбор настоящего жизненного призвания был очевиден.
Актерское образование
Уйдя после третьего курса из авиационного, молодой Леонов поступил в Московскую экспериментальную театральную студию – она существовала при филармонии, и руководил ею один из балетмейстеров Большого театра, Ростислав Захаров. Не сразу педагоги рассмотрели искру в полноватом и казавшемся невзрачным пареньке – однако в конечном итоге, после того, как Женя перечитал практически все, что знал, зеленый свет был дан.
Обучение свое Евгений завершил в 1947 году, и тогда же началась его актерская жизнь – по распределению он был принят в труппу Московского театра Дзержинского района (вскоре тот переменил название и стал театром имени К. С. Станиславского).
Любовь
Обыкновенное чудо (1978)
Наконец-то получив значимую роль, Леонов в составе труппы театра отправился на гастроли. В Свердловске ставилось несколько спектаклей, и артисты прожили там некоторое время. Именно в этом городе Евгений встретил девушку, с которой немедленно захотел связать свою жизнь.
Судьбоносный случай произошел, когда Леонов с приятелем отправились на вечернюю прогулку по городу. Леонов заметил двух очаровательных студенток, но, стеснительный и застенчивый, очень боялся заговорить первым. На выручку пришел тот самый приятель.
Парни пригласили девчонок на спектакль, а после него уже влюбленный Женя гулял с девушкой по ночному Свердловску и читал ей стихи. Позвал в Москву, надеясь на продолжение отношений, но та не сразу доверилась актеру.
Ее звали Ванда, она происходила из интеллигентной семьи, которая Леонова в качестве будущего зятя никак не хотела принимать. Но он, как и обещал, стал звонить, позвал возлюбленную в гости и познакомил со своими родителями. Те невесту одобрили, тогда Евгений Павлович сделал ей предложение. Она согласилась, поставив родителей перед фактом, что выходит замуж и переезжает в столицу.
Они поселились в Москве. Бросившая Свердловское музыкальное училище Ванда скоро поступила на театроведческое отделение ГИТИСа, а окончив его, стала работать в одном с мужем театре в литературной части.
Через два года у супругов родился сын Андрей. Сегодня он стал актером. Играет в театре и снимается в кино. Зритель знает его по роли папы в комедийном сериале «Папины дочки».
Градус любви
Среди ранних своих работ артист выделял шолоховского Якова и слесаря Приходько на экране, ценил булгаковского Лариосика в театре. А поклонники обожали его за «Пасть порву! Моргалы выколю!» и «Украл, выпил — в тюрьму». Цитировали по любому поводу: «Тостуемый пьёт до дна», «Нолито, не обратно же выливать» и «Хорошо сидим. »
«Когда мы снимали в Тбилиси „Не горюй!“, в перерыве между съёмками я решил навестить своего лежащего в больнице родственника Рамина, — вспоминал Гия Данелия. — Позвал с собой Женю: Рамин будет счастлив. Врач завёл нас в палату. Рамин, когда увидел Леонова, расцвёл. Даже порозовел. И соседи Рамина по палате расцвели. Смотрят на Женю и улыбаются.
Посидели в палате минут пять, стали прощаться. Тут врач попросил:
— Товарищ Леонов, пожалуйста, давайте зайдём в реанимацию. На минутку. Там очень тяжёлые больные, пусть и они на вас посмотрят.
Зашли в реанимацию — та же реакция. И тогда врач взмолился:
— Товарищ Леонов, давайте обойдём всех! Ведь сердце — это очень серьёзно, а вы лучше любой терапии на них действуете!
Когда мы обошли все палаты и стали прощаться, врач сказал:
— А в женское отделение?
Делать нечего, обошли и женское отделение. Женя везде улыбался, шутил — врач был прав, на больных Леонов действовал лучше любого лекарства».
НЕПРОСТОЙ ПУТЬ К СЛАВЕ
Будущий актер появился на свет в столице в семье инженера и домохозяйки. Много лет маленький Евгений со старшим братом и родителями жил в коммуналке. Будни были непросты: после окончания школы пришлось устроиться на завод, где работал отец, учеником токаря. Только в 1943-м, с поступлением в авиационный техникум, Евгений Леонов впервые проявил артистический талант, занявшись самодеятельностью в местном кружке.
На третьем курсе юноша осознал, что не хочет становиться инженером. Он окончил Московскую экспериментальную театральную студию и сразу попал в труппу учреждения Дзержинского района. Молодым актерам здесь не доверяли крупных ролей, приходилось соглашаться на массовку. Леонову не хватало денег на пропитание, поэтому он решил попытать счастья в кино. Но и тут артиста ждало разочарование — предлагали лишь участие в эпизодах.
Ситуация изменилась спустя годы: сперва режиссер Михаил Яншин назвал Леонова самым талантливым учеником за игру в спектакле «Дни Турбиных», а в 1961-м на экраны вышел «Полосатый рейс», после которого Евгений Павлович стал звездой комедии. Актеру начали предлагать роли в кино, но театр имени Маяковского, где он тогда работал, такое положение дел не устраивало. Настоящий скандал вспыхнул, когда артист снялся в рекламе рыбы нототении.
«Товарищи! Костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича. Скинемся, что ли, пустим шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией», — язвительно объявил при всех режиссер «Маяковки» Андрей Гончаров.
После такого оскорбления актер незамедлительно уволился. Он все больше играл в кино, хотя боялся навсегда застрять в роли комедианта. Ситуацию сгладило участие Евгения Павловича в драме «Донская повесть». Наступил его звездный час: «Белорусский вокзал», «Большая перемена» и, конечно, «Джентльмены удачи» — все эти фильмы с Леоновым стали культовыми. Чтобы подготовиться к съемкам в амплуа рецидивиста Доцента, артист часами наблюдал за заключенными Бутырской тюрьмы.
С театром актер не покончил, а лишь перешел из «Маяковки» в «Ленком», где начал сотрудничать с режиссером Марком Захаровым. Но чаще всего Леонов работал в тандеме с Георгием Данелией. Драматург даже называл артиста своим талисманом, доверив ему роли в фильмах «Тридцать три», «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза» и других.
Даже когда самочувствие Евгения Павловича ухудшилось, он не мог отказать режиссерам и продолжал сниматься. Последней ролью Леонова в кино стал Гоша Гоголев в комедии «Американский дедушка». Кроме того, актер сумел завоевать и юных зрителей, озвучив Винни-Пуха в известном мультфильме. За большой талант его не раз награждали орденами почета, а за картину «Осенний марафон» присудили приз Венецианского фестиваля.
«Старший сын» — про меня!»
Евгений Павлович стал подлинным талисманом для режиссера Георгия Данелии, который снял его в 10 картинах. Разглядел талант Леонова и Марк Захаров, который снимал его почти в каждом своем фильме и с готовностью принял его позднее в свой «Ленком».
Кадр из фильма «Убить дракона» (1988 г.)
А когда Леонову попалась на глаза пьеса Александра Вампилова «Старший сын», он был потрясен: Сарафанов — ведь это же он сам! Будто кто-то прочитал его мысли и заглянул в дневники, в которые артист год за годом выплескивал свою боль… Он даже собирался идти к министру культуры, чтобы его назначили на эту роль в театре.
Но ему не пришлось этого делать: артисту позвонил режиссер Виталий Мельников и пригласил в свой фильм «Старший сын». Драма пожилого доверчивого человека, которого бессовестно обманули два молодых бездельника, один из которых ради шутки представился его внебрачным сыном, заставила плакать всех зрителей. Теперь и они разглядели в Леонове серьезного драматического актера, а не только клоуна…
Кадр из фильма «Старший сын» (1975 г.)
Любимый всей страной актер ушел из жизни 29 января 1994 года — он умер почти мгновенно, у него оторвался тромб. Артист собирался в театр — «Ленком» давал «Поминальную молитву», где у Леонова была роль Тевье, но неожиданно упал…
Никто из пришедших на спектакль и узнавших страшную новость зрителей не сдал билет. Многие купили свечи в расположенном неподалеку храме и весь вечер простояли у театра, не скрывая слез.