Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять вдохновений великого режиссера. Счастье Юрия Любимова

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Карьера
    • 1.3 Лишение гражданства и вынужденная эмиграция
    • 1.4 Возвращение
    • 1.5 Конфликт с актёрами театра и отставка
    • 1.6 Новейший период
    • 1.7 Последние дни и смерть
    • 1.8 Личная жизнь
  • 2 Творчество
    • 2.1 Театр
      • 2.1.1 Театральные роли
      • 2.1.2 Режиссёрские работы в театре
    • 2.2 Работы на телевидении
    • 2.3 Фильмография
    • 2.4 Озвучивание мультфильмов
  • 3 Награды
  • 4 Память
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Ранние годы [ править | править код ]

Отец — Пётр Захарович Любимов, окончил реальное коммерческое училище и был купцом — держал магазин в Охотном ряду в Москве, советская власть сделала его лишенцем; он прожил 72 года. Мать была учительницей младших классов. Старший брат — Давид [9] .

Дед по матери был цыганом, и много лет спустя Любимов вспоминал: «Меня однажды привели в театр „Ромэн“. И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!» [10] [11]

В 1922 году семья переехала в Москву.

Когда Юрий Петрович был ребёнком, его родители были арестованы [12] .

В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах Ленина. Потом вспоминал: «Я видел Ленина в гробу» [13] . Ребёнком он видел Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума» [9] .

Карьера [ править | править код ]

В 1934 году был принят в студию при МХАТе втором, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» [14] .

В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов. Выступал перед бойцами Красной Армии непосредственно на линии фронта [12] .

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы нового «Театра драмы и комедии на Таганке».

Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…». «Ю. Любимов в высокой степени наделён чувством композиции. Он умеет статику поэтического эпизода перевести в действие даже там, где, на первый взгляд, действия нет. Он умеет сталкивать на сцене контрасты, остро чувствует эмоциональное состояние зрителя», — писал Давид Самойлов [15] . Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране» [16] [17] [18] [19] . Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры [20] . Об этом вспоминает и наблюдавший это лично режиссёр Евгений Марчелли: «Ходил по балкону с фонариком во время спектакля и подавал знаки артистам. Вот он мигает — значит, давай, качай, поддавай пару!» [21] .

Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др. [22]

Лишение гражданства и вынужденная эмиграция [ править | править код ]

В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти хотели полностью запретить спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста, но личная встреча Любимова и генерального секретаря ЦК Андропова помогла решить судьбу спектакля в положительном ключе [23] .

В августе 1983 года Любимов улетел в Лондон, чтобы поставить Достоевского «Преступление и наказание». В сентябре этого года он дал интервью газете «Times», в котором осуждал советскую цензуру, мешавшую его постановкам. На следующей неделе после этого Любимов заявил, что ему угрожали физическим насилием представители советского посольства, в связи с чем он обратился за помощью в британское министерство иностранных дел [24] [25] . Любимов утверждал, что не хочет бежать на Запад, несмотря на уговоры его жены, но отказывался от требований чиновников Советского Союза вернуться к своей работе в Москве, и сначала поставил оперу Вагнера «Тристан и Изольда» в Болонье, потом отправился в Милан на лечение, после чего продолжил свою работу в Италии и Англии.

В январе 1984 года Любимов работал в Штутгарте (Западная Германия), готовил постановку в Англии, договорился о постановке «Риголетто» во Флоренции в мае и обсуждал работу для Ла Скала на конец 1984 — начало 1985 года [25] . В феврале 1984 года умер Андропов, оказывавший Юрию Любимову покровительство. А в марте 1984 года Юрия Петровича уволили с должности из-за «отсутствия на работе без уважительной причины», и вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос. Не были разрешены постановки «Живой» и пушкинский «Борис Годунов», а также запрещена дальнейшая постановка «Высоцкого» [23] . А уже 11 июля того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко, он был лишен советского гражданства [26] .

Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет.

Позже в своих записках к сыну Юрий Любимов напишет [27] :

«1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. „В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин“. Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие «романы», сам Любимов предпочитал говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).

Запад с удовольствием принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» — заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру [27] .

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал.

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» [28] . Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе — «Ещё не вечер», «„Як“ — истребитель» [29] и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: «Скажи ещё спасибо, что живой!» [30]

Возвращение [ править | править код ]

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих ныне режиссёров, быть может, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис [31] .

Читать еще:  «Королевская смерть». Что случится, когда она действительно умрет?

В 1988 году был снят документальный фильм «Частное приглашение» (автор сценария — Михаил Швыдкой, режиссёр — Елена Шаталина) о приезде Любимова по приглашению Театра на Таганке для продолжения репетиций «Бориса Годунова» [32] .

В 1990 году вышел фильм Леонида Филатова «Сукины дети», в основу сюжета которого положены события, связанные с отъездом Любимова из СССР.

После возвращения режиссёра в театр на Таганке в нём вспыхнул острый конфликт, за которым последовал раскол, в результате которого отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке [27] и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.

В апреле 1993 года, во время политического кризиса в России поддержал президента РФ Б. Н. Ельцина в его противостоянии с Верховным Советом, приняв участие в пропрезидентской кампании «Да—да—нет—да», приуроченной к референдуму 25 апреля 1993 года [33] [34] .

В 1998 году в Москве по инициативе Любимова была создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю. П. Любимова» [35] на базе творческих наработок и новаторских идей режиссера, педагога, актёра Ю. П. Любимова.

2000—2003 гг. критика назвала своеобразной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное высказывание режиссёра: шесть спектаклей большого стиля и больших тем» [36] .

Конфликт с актёрами театра и отставка [ править | править код ]

Любимов — сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра — беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре [37] .

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы [38] .

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке [39] . 6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля [40] , не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников [41] [42] .

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы» [41] .

Юрий Любимов и Каталин Кунц: гениальный отец «Таганки» и «злой гений», подаривший ему почти 40 лет счастья

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Внезапная любовь

Первая их встреча произошла в 1976 году в Будапеште, куда театр на Таганке вместе с режиссером приехал на гастроли с двумя своими лучшими спектаклями: «Десять дней, которые потрясли мир» и «Гамлет» с Высоцким в главной роли.

Каталин, как сотрудница Общества советско-венгерской дружбы, везде сопровождала знаменитого режиссера в качестве переводчика и личного помощника. По ее воспоминаниям, страсть их накрыла с первой же минуты знакомства. Невероятное мужское обаяние Любимова просто потрясло Каталин. Но она была замужем, а он – женат. И они оба были настолько загружены работой, что время у них было только на обмен пылкими взглядами, да редкие встречи вне чужих глаз.

Режиссер бывал в гостях у девушки, в которую тоже влюбился почти мгновенно. Во время ужина рядом был муж, который все понимал, но надеялся, что с отъездом Любимова у супруги все пройдет. Нужно лишь пережить это, как простуду. Не прошло.

После отъезда Любимова Каталин стала ждать его звонков, замирая у телефона. Каждая новая встреча была, как удар молнии. Им обоим пришлось осознать тот факт, что они теперь не в состоянии жить друг без друга.

Неприветливая Москва

Она приехала в Москву в 1978 году в качестве корреспондента журнала «Фильм, театр, музыка». Нельзя сказать, что столица приняла ее с распростертыми объятиями. Ей звонили, угрожали, требовали оставить Любимова в покое и вообще убраться из города. Но любовь придавала Каталин сил, а Любимову – вдохновения. Они расписались в 1978 году в Будапеште, через год у них родился сын Петр.

Бытовало мнение, что Каталин стала невольной причиной изгнания Юрия Любимова из страны и лишения его гражданства. Однако все началось тогда, когда Любимов поднял шум вокруг смерти Владимира Высоцкого. Это по его настоянию похороны народного любимца прошли со всеми приличествующими почестями. А потом запретили постановку Любимова в память о Высоцком, за ней были запрещены «Борис Годунов» и «Театральные танцы» по Булгакову.

В то время его постоянно вызывали на проработку в ЦК, в Министерство культуры. И каждый раз она терпеливо ждала его под подъездами учреждений. В машине с врачом, потому что состояние его после подобных посещений было удручающим.

Поводом же стало интервью режиссера лондонской «Таймс». Из вполне невинных ответов раздули дело до антисоветской пропаганды, и фактически запретили въезд на Родину.

Неукротимая Катерина

Он часто называл ее неукротимой Катериной. Каталин действительно производила впечатление урагана в своем стремлении облегчить жизнь супруга и избавить его от людей, которые, как она считала, вредят ему и плохо влияют на состояние его здоровья.

Они много колесили по миру, и везде она пыталась создать ему комфортные условия для жизни и творчества. Приезжая в новую страну, она бросалась на поиски таких же вещей, которые были в их предыдущем жилище. Ей казалось, что она создает хотя бы видимость постоянства, которым и не пахло в жизни.

Она считала своим долгом обеспечить своему гениальному супругу надежный тыл. Иногда выдержка и хладнокровие отказывали ей. Взрывная и очень ревнивая по натуре, она с трудом выносила постоянное присутствие красивых женщин в окружении режиссера. Они всегда появлялись с ним рядом, в надежде получить роль или завоевать сердце кумира. Бывало, она просто не обращала на них внимания, а бывало, просила импресарио избавить Любимова и себя от присутствия некоторых, особенно надоедливых особ.

Возвращение

Они поселились в Иерусалиме, куда Юрия Любимова пригласили в качестве режиссера театра «Габима». Их обоих просто обезоружил теплый прием, который оказали им в Израиле. О режиссере и его семье трогательно заботились, стараясь создать необходимые условия для работы. А затем его стали звать в Россию. Разве мог он не поехать на родину? А потом он остался в Москве, в надежде на то, что его талант и опыт помогут восстановить былую славу театра на Таганке. Правда, условий для этого специально никто не создавал, и Каталин стала метаться между мужем и 8-летний сыном, который оставался за рубежом.

Когда она прилетела в Москву на 80-летие супруга, то была шокирована тем, в каких условиях ему приходится работать, была поражена отсутствием возле него действительно преданных людей. Позже она приняла решение приехать в Москву и помогать ему. Ее обвиняли и называли злым гением, а она просто трудилась без усталости и пощады к самой себе. И хотела, чтобы все остальные трудились с такой же самоотдачей. Если она не получала того, что хотела, то делала все, чтоб избавиться от необязательных и ненадежных людей.

Она до последнего дня была рядом с мужем. А на вопрос, откуда у нее столько сил, чтобы справляться со всеми трудностями, отвечала, что она просто очень любит своего мужа.
Он скончался 5 октября 2014 года. Его вдова с момента смерти супруга возглавляет Фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова.

Гениальность режиссера Юрия Любимова стала основой его мужского обаяния. Марина Зудина тоже когда-то оказалась под влиянием необыкновенного таланта Олега Табакова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Юрий Любимов — биография

Юрий Любимов – актер, режиссер, педагог, известный своими талантливыми постановками «Добрый человек из Сезуана», «Братья Карамазовы» .

Юрия Любимова, лауреата Сталинской премии, Народного артиста РФ, часто называли реформатором, патриархом российского театра. Он вызывал неподдельное восхищение своим творчеством. В то же время его побаивались – характер у Любимова был неудобным, тяжелым и конфликтным. После лишения гражданства Любимов занимался постановкой драматических, оперных спектаклей в Ковент-Гардене, Ла Скала, в Гранд-опера. Его талант не имел границ, он легко покорял любого зрителя – русского и иностранца. На родину маэстро вернулся настоящим триумфатором, и до глубокой старости продолжал заниматься творчеством.

Детство и юность

Юрий родился в Ярославле 30 сентября 1917 года. Его отец был купцом. В 1922 году Любимовы переезжают в Москву. В это время в СССР объявлена новая экономическая политика. Отец мальчика, поверив, что правительство дает новый шанс людям с предпринимательской жилкой, открывает лавку, торгует шотландской сельдью. Петр Любимов был образованным человеком, закончил коммерческое училище. Однако ему и в голову не приходило, что время НЭПа закончится так быстро и трагично. Мама Юры, закончившая педагогическое училище, тоже работает — преподает в начальной школе.

Читать еще:  Романтические приключения Валюхи. Любовь и страсти Татьяны Кравченко

На фото Юрий Любимов в молодости

В конце 20-х отца лишают гражданских прав, поскольку он живет на нетрудовые доходы. Лишенец Любимов неоднократно подвергался аресту. Чтобы власти не притесняли семью из-за «опасного» родственника, Петр Захарович разводится с женой. Любимовы тяжело переживают непростое время. И только помощь многочисленной родни позволяет семье как-то существовать.

После окончания 7 классов Юрию пришлось уйти из школы, его происхождение стало преградой на пути к старшим классам. Рабочая специальность – это все, что ему позволено. Он учится в техникуме, собираясь стать электромехаником. Но мир искусства страстно тянет молодого человека к себе. Он не может забыть божественную игру Константина Станиславского, которого видел во МХАТе еще в детстве. Впечатление об этом действе Любимов сохранил на всю жизнь. Юноша поступает в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году Юрий впервые выходит на театральные подмостки. Ему было только 18 лет, и этот выход стал началом его творческой карьеры.

Театр

Первой ролью Любимова был эпизод в спектакле «Мольба о жизни». Через год 2-ой МХАТ закрывают, Юрий переходит на работу в Щукинское училище, открывшееся при театре Вахтангова. На сцене этого театра Любимов занят в постановках «Человек с ружьем», «Много шума из ничего». Его талантливую игру заметили, юноша получает второстепенные роли в спектаклях «Путь к победе», «Принцесса Турандот».

В дипломной работе «Мещане» Любимов играет с таким блеском, что его принимают в труппу. Это был 1939 год. Вскоре работа в театре прерывается – Любимова призвали на службу в армию. В военные годы он служит в эстрадном ансамбле при НКВД, который был создан для поднятия воинского духа у бойцов на передовой.

Юрий Любимов в театре

В 1946 году артист был демобилизован, вернулся в театр им. Вахтангова, где ему доверяют главные роли. Он играет Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в спектакле «Все мои сыновья», Шубина в «Накануне». В 50-е годы Любимов играет главные роли в постановках «Идиот», «Чайка», «Маленькие трагедии», «Много шума из ничего».

В 1959 году Любимов выступает в качестве режиссера в постановке «Много ли человеку надо». Гениального актера пригласили работать преподавателем в Щукинском училище. Подобрав актеров из числа студентов, Любимов ставит пьесу «Добрый человек из Сезуана». Революционный спектакль вряд ли остался бы в репертуаре театра. Задержаться там ему помогла только поддержка влиятельных персон.

Через некоторое время Любимову предлагают возглавить Театр драмы и комедии на Таганской площади, пребывавший в упадке. Талантливому режиссеру понадобилось только два года, чтобы сделать из «Таганки» ведущий театр. Первым спектаклем стал небезызвестный «Добрый человек из Сезуана», за который в свое время Любимов выслушал так много нареканий.

В течение трех первых лет на сцене «Таганки» шли драмы. Затем пришло время для классических пьес, современных произведений. Любимов ставит «Жизнь Галилея» Бертольда Брехта, «Гамлета», «Товарищ, верь…», «Послушайте!». Его спектакли недаром называли революционными. Вскоре о них заговорили в Европе. «Таганку» стали именовать маленьким «островком свободы» в СССР. В 1983 году любимовская труппа побывала в Лондоне, английские театралы получили большое удовольствие от спектакля «Преступление и наказание».

Талант режиссера Любимова был удивительно многогранным, это ярко доказывают его постановки в оперном театре. В середине 70-х годов на сцене Ла Скала представлен его спектакль «Под жарким солнцем любви». Авангардистскую постановку высоко оценили зрители. После этого были и другие оперы – «Пиковая дама», «Дон Жуан», «Набукко».

80-е годы стали периодом настоящих испытаний для знаменитого режиссера. Ушел из жизни Владимир Высоцкий, ведущий актер «Таганки». Созданный в честь его спектакль цензура запретила. Та же участь постигла и «Бориса Годунова», революционный спектакль был запрещен.

Юрий Любимов в 1984 году представляет на сцене лондонского «Лирика» свой спектакль «Преступление и наказание». Здесь приходит известие о лишении его гражданства. Указ был подписан генсеком ЦК КПСС К. Черненко, возмущенным интервью, которое Любимов дал корреспондентам «Таймс».

Возвращаться в СССР было невозможно, гражданство режиссеру предоставил Израиль. В течение семи лет Юрий Любимов работал за рубежом. Он перемещается из Австрии в Англию, Америку, Италию, Швецию. Американские и европейские театралы были только рады такому положению дел, но Любимов мечтал вернуться на Родину.

Когда началась перестройка, Любимов возвращается в Москву. Ему возвращают гражданство, он вновь становится главой «Таганки», получает звание Народного артиста России. Но его методы управления нравятся далеко не всем актерам, под руководством Николая Губенко оппозиционеры поднимают бунт.

В 1997 году Любимову исполнилось уже 80 лет, но он полон творческих сил. На сцене «Таганки» идут «Братья Карамазовы», через пять лет поставлен «Фауст». Труппа, которой руководит легендарный режиссер, гастролирует по всей стране и за границей. В это время театр переживает следующий виток скандалов, связанных с появлением нового администратора. Им стала Каталин Кунц, жена Любимова, возвратившаяся в Москву.

Труппа была недовольна новым администратором, поводом для этого послужило неосторожное высказывание Кунц. В одном из своих интервью он заявила, что без Любимова «Таганка» очень быстро стала напоминать «Помойную яму». Тем самым она смертельно обидела людей, приложивших немало усилий в битве за возвращение Любимова на Родину.

В 2010 году Юрий Любимов написал заявление об уходе, официальная причина такого решения – чиновничья бюрократия. Новый скандал удалось замять, художественный руководитель остался на своем посту. В 2011 году прогремел очередной скандал – актеры «Таганки», гастролирующие в Чехии, попытались получить от Любимова причитающиеся им деньги. Худрук отказал им в этой просьбе, тогда труппа выдвинула новое требование – уволить Кунц. Эти требования остались без ответа.

Несмотря на скандалы, время от времени сотрясающие театр, режиссер продолжает плодотворно работать. В 2012 году на премьере «Бесы» Любимову аплодируют стоя. В это время художественному руководителю «Таганки» было уже 94 года. Он работал до самой своей кончины, успев поставить еще две работы — оперу «Князь Игорь», оперу-буфф «Школу жен».

Личная жизнь

Юрий Любимов пользовался невероятным успехом у женщин. Это был великий сердцеед – харизматичный, притягательный, красивый. В роду Любимовых были цыгане, бешеная энергетика актера, его яркая внешность, темперамент объяснялись именно этим фактом. Еще в студенческие годы Юрий пережил большую любовь к своей сокурснице. Девушка отвечала ему взаимностью, однако эти отношения были недолгими.

Первый брак Юрий заключил после войны, его избранницей стала балерина Ольга Ковалева. У супругов родился сын Никита (1949 год). Мальчик вырос, поступил учиться в духовную семинарию. Этот брак не был долгим, Ольга нашла себе другого мужа, знаменитого дирижера Юрия Силантьева.

На фото Юрий Любимов и Людмила Целиковская

В 50-х годах Любимов стал встречаться со звездой советского кино Людмилой Целиковской. Эта женщина отличалась яркой красотой, но среди своих многочисленных поклонников она выбрала именно Любимова. Их гражданский брак продержался целых 15 лет. Поводом для расставания явилось знакомство Юрия с венгерской переводчицей Каталин Кунц.

Любимов был старше своей избранницы на 28 лет, однако они создали очень крепкий союз. В 1979 году у пары родился сын Петр, Юрию в это время исполнилось 63 года. Его жена Каталин – незаурядная личность, она закончила филфак МГУ, журфак Будапештского университета, в совершенстве знает шесть языков. Умная женщина, понимая масштаб личности Любимова, сознательно отказалась от построения карьеры. Она стала музой, доброй помощницей, надеждой и опорой Любимова.

У Любимова было поистине богатырское здоровье, однако годы брали свое. В октябре 2012 года режиссер, испытывающий острые боли в сердце, проходит курс интенсивной терапии. Лечение не помогло – Юрий впал в кому. Он пробыл в коматозном состоянии только сутки, в конце ноября его выписывают из стационара. Через два года Любимов умирает от сердечной недостаточности. Он погребен на Донском кладбище рядом со своими родителями.

В мае 1988 года Юрий Любимов вернулся в Москву. Через год режиссеру было возвращено советское гражданство, а его имя как художественного руководителя вновь появилось на афишах Таганки. На ее сцене он восстановил спектакли «Борис Годунов» и «Владимир Высоцкий», осуществил новые постановки «Самоубийца», «Живаго», «Театральный роман», «Шарашка», в котором сам режиссер сыграл роль Сталина, и другие.

Вскоре между художественным руководителем Театра на Таганке Юрием Любимовым и частью труппы возник конфликт, после которого в труппе театра произошел раскол. Часть актерского состава после конфликта с Любимовым перешла в театр под руководством Николая Губенко «Содружество актеров Таганки», который расположился в новом здании Театра на Таганке.

В частности, в новый театр ушли Леонид Филатов, Инна Ульянова, Нина Шацкая, Татьяна Жукова, Наталья Сайко, Михаил Лебедев, Расми (Рамзес) Джабраилов и еще несколько артистов. Премьерой театра «Содружества» в 1994 году стала «Чайка» Антона Чехова в постановке Сергея Соловьева.

Плетеный занавес

В пространство, посвященное еще одному легендарному спектаклю Театра на Таганке — «Гамлету», лучше входить по одному. Стена из движущегося плетеного занавеса просто прижмет толпу к противоположной стороне. Заглядывать в могилу, вырытую в центре этого тесного пространства, и слушать монолог Гамлета тоже лучше в одиночестве.

Читать еще:  Золушка отдыхает: звезды, у которых размер ноги больше 40-го

Обязательно стоит присмотреться к занавесу — он в точности воспроизводит легендарное полотнище, созданное для любимовского «Гамлета» художником Давидом Боровским. Этот занавес и сегодня входит в учебники по сценографии. «Тогда, в 1971 году, Боровский создавал инсталляцию на сцене Театра на Таганке — занавес в “Гамлете” двигался в разные стороны, актеры с ним взаимодействовали. То, как расположена копия занавеса на нашей выставке, то, как она движется, как действует на зрителя вкупе с тем, что он слышит, — наше сочинение на тему сценографии этого спектакля», — говорит Алексей Трегубов.

Фото с историей. Десять дней, которые не спасли Любимова

Публикуем исторический снимок, сделанный во время визита в СССР Юрия Любимова, лишенного советского гражданства

Публикуем исторический снимок, сделанный во время визита в СССР Юрия Любимова, лишенного советского гражданства

Режиссер Юрий Любимов в 1960-х годах возглавил Театр драмы и комедии на Таганке, который при нем стал очень популярным. На спектакли было сложно попасть, а артисты, играющие в них, были особенно любимы зрителями. Но все закончилось в начале 1980-х, когда Любимова лишили советского гражданства.

Полное фото

Помогли приехать Горбачев и Шеварднадзе

Этот снимок был сделан в мае 1988 года, когда после шестилетнего отсутствия в Советском Союзе он приехал на родину.

– Юрий Петрович приехал тогда на десять дней (больше не разрешили) как частное лицо в гости к тогдашнему худруку Театра на Таганке Николаю Губенко. Именно он сделал все, чтобы Любимова пустили в Советский Союз, – рассказывает «Собеседнику» автор этого кадра фотограф Юрий Феклистов. – Когда на границе его спросили пограничники: «Цель вашего визита», он ответил: «По могилам». Он действительно в те дни посетил Донское кладбище, где захоронены его родители, могилу Высоцкого и своего деда на Ваганьковском. На самом деле все это выглядело как разведка перед переездом сюда. Юрий Петрович был первой ласточкой среди тех, кто потом вернулся (вспомните Войновича или Ростроповича) из эмиграции.

– Сегодня кажется глупостью вся возня вокруг такой простой проблемы – приезда на десять дней Любимова, – вспоминает актер Вениамин Смехов. – Но я был свидетелем нервных, сложных шагов Губенко, срывов и успехов на пути к возвращению Любимова. У Николая было множество звонков и визитов в ЦК и в МИД. Помогали мидовцы Анатолий Ковалев и Анатолий Адамишин, а также референты Михаила Горбачева и Александра Яковлева. Помню, что почти все члены политбюро были против, но их авторитет тогда перевесили Горбачев, Яковлев и Эдуард Шеварднадзе. Тогдашний министр культуры СССР, сочувствуя усилиям Губенко и рассматривая подписи ведущих деятелей искусства и науки под обращением в ЦК, сообщил по секрету о другом письме – других ведущих деятелей культуры. Они сигнализировали, что приезд Любимова «повредит перестройке в СССР».

Другой актер Театра на Таганке – Леонид Филатов – рассказывал: «В тот первый приезд Любимова мы устроили ему грандиозный прием. Достали все, чего в Москве тогда было не достать, из кожи вон лезли. Входит Любимов, крайне скептически осматривает все это великолепие. Мы просим что-нибудь написать по случаю возвращения. Он пишет на карточке: «Хорошо живете». Такой был подход».

Все десять дней своего частного пребывания в Москве Юрий Любимов жил на квартире Николая Губенко на Фрунзенской набережной.

Многие прослезились

В один из вечеров в Большом зале Дома актера на улице Горького (потом это здание погорело и его перестроили) устроили встречу именитого режиссера с творческой интеллигенцией. Билеты на то мероприятие не продавались, пригласили только своих, но зал был битком.

– Юрий Петрович был на сцене, рассказывал о том, как жил за границей, истории про драматурга Николая Эрдмана или про Владимира Высоцкого, отвечал на вопросы, – продолжает Юрий Феклистов. – А потом он спустился в зал пообщаться с гостями вечера поближе. На фотографии за его спиной стоит тогда еще восьмилетний сын Петя и рядом сидит супруга Каталин. А еще можно разглядеть актрису Юлию Борисову (слева). На заднем плане – сидит Михаил Жванецкий, стоит Булат Окуджава. Помню, там еще были, но не попали в кадр Сергей Юрский, Зиновий Гердт и многие другие известные люди. Потом многие из них собрались в кабинете у тогдашнего директора Дома актера Маргариты Эскиной и пили чай.

Чуть левее сзади Любимова сидит театральный администратор Михаил Белоцерковский.

– Приезд Любимова вдохновил всю труппу театра. Были большие надежды на светлое будущее. И когда моя жена – актриса Таганки Катя Граббе – сказала: «Поедем в Дом актера на встречу с Любимовым», мы немедленно поехали, – вспоминал Белоцерковский. – Мы впитывали каждое его слово. Неважно, что он говорил. Главное, что Юрий Петрович был с нами, здесь. Мы были счастливы! Многие прослезились.

В глубине этой фотографии можно узнать народную артистку СССР Людмилу Касаткину вместе с ее сыном Алексеем.

– Все радовались его приезду и понимали, что скоро он вернется в страну, – делится с нами Алексей. – Поэтому, когда нас пригласили в Дом актера на встречу с Юрием Петровичем, мы с удовольствием пошли. Подробные детали того вечера уже не вспомню, но ощущение осталось приятное. Мы с родителями вообще любили бывать в том старом Доме актера. На фото – Окуджава, которого вся наша семья уважала.

С будущей женой – венгеркой Каталин – режиссер познакомился в 1976-м, когда Театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Потом Каталин прилетела в Москву как корреспондент журнала. А в 1978 году 61-летний режиссер и 32-летняя Каталин поженились. Ради него она бросила мужа. Через год у них родился сын Петр. Есть разные версии, почему Любимова лишили советского гражданства. Одна из них – что режиссер, когда в 1984 году ставил в Лондоне спектакль «Преступление и наказание», дал интервью газете «Таймс», где осуждал советскую цензуру, которая мешает ему ставить спектакли. И власти наконец-то нашли повод избавиться от неугодного человека. Въезд в Советский Союз запретили. Даже квартиру отняли. Гражданство ему вернули в 1989-м, и он снова стал худруком Театра на Таганке.

По Таганке бродят танки

Но тут же у него произошел конфликт с Николаем Губенко. Юрию Петровичу не понравилось, как тот переделал его спектакли. Начались бесконечные собрания труппы, где все ругались. Например, однажды Губенко на собрании коллектива сказал:

– Вы растоптали те десять дней нашего счастья, которое мы все испытывали и вместе с нами вся театральная общественность. После этого я беру театр, восстанавливаю все ваши спектакли, исключительно, с огромным уважением относясь к вашему замыслу. Мы вводим в спектакль «Владимир Высоцкий» вас лично, ваш голос, расширяем тему вашего отсутствия, мы делаем все, чтобы воздействовать на общественное сознание, чтобы вы вернулись. Испания. Разговор с вами, слезы счастья от возможности, что вы можете вернуться, встреча с труппой – это все были акции величайшей преданности коллектива вам. Вы пошли на это. Вы сами при мне в 45-минутной беседе с Лукьяновым (Анатолий Лукьянов – председатель Верховного Совета СССР. – Ред.) подписали документ, где первыми словами было конкретно: «Буду искренне признателен, если Верховный Совет рассмотрит вопрос о возвращении мне гражданства».

На что тогда Любимов ответил:

– Я думаю, наши пререкания не надо слушать никому. Потому что это неправда. Я могу вспомнить другое, но это я вам скажу наедине.

Известно, что Театр на Таганке тогда разделился на две труппы. А в 2011 году после конфликта со своими артистами Любимов объявил о своем уходе с поста худрука.

Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2021 под заголовком «Десять дней, которые не спасли Любимова».

Очередной потоп в Ярославле: жители Брагино опять ощутили себя как в Венеции

Свежеотремонтированные ярославские дороги не выдерживают испытаний первыми ливневыми дождями. Испытав на себе преимущества перемещения по затопленным дорогам и магистралям, ярославцы стали массово постить фото и видео состояния магистралей в Брагино. На кадрах видно, как плывут практически по окна в воде машины, как пешеходы вынуждены снимать обувь, носки и закатывать штанины повыше, чтобы перейти пешеходный переход вброд по колено. С учетом того, что температура в городе установилась осенняя, такие прогулки по воде здоровья людям не добавляют. Да и не все рискуют пройти через бурный поток из воды и грязи, несущийся по дороге. И это не первая подобная ситуация.

«Вполне возможно, что и те, кто строил дорогу, и те, кто принимал работу, просто не знали, что должны быть ливневки. Сейчас такой уровень специалистов, что я вполне допускаю такое», — комментируют состояние брагинских дорог пользователи соцсети.

Залило не только Брагино, в воде плавают и другие районы. Это стало поводом для критики работы как мэра, так и губернатора.
«Да это проект «Качественные дороги без ливневок с односезонным асфальтом» от губернатора».

По прогнозам синоптиков, сентябрь в Ярославле будет дождливым, так что горожанам стоит запастись сапогами по колено или выше.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector