Nailart-s.ru

Наиларт-С
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Три непростых счастья Александра Збруева

Три женщины Александра Збруева: «Я знаю, где грешен и перед кем виноват…»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первая любовь

По признанию самого актёра, он рос откровенной шпаной. Отца, замнаркома связи СССР, расстреляли за несколько месяцев до рождения сына. Мать с младенцем, как членов семьи врага народа, выслали в Рыбинск, где они прожили несколько лет. После возвращения в Москву мама устроилась работать на электроламповый завод, Александр ходил в обычную школу, дружил с такими же мальчишками со двора, всегда был спортивным и подтянутым. Учился он плохо, за что дважды оставался на второй год. Его жизнь сменила своё течение лишь после поступления в Щукинское училище на курс Владимира Этуша.

Александр Збруев с друзьями проводил много времени на Арбате, где и встретил однажды свою первую любовь. Валентина Малявина, 17-летняя красавица с копной темных волос и огромными чёрными глазами, покорила его сердце с первого взгляда. И сама она не осталась равнодушна к обаятельному молодому человеку.

Родственникам Александра Валентина не нравилась, они всячески пытались противостоять отношениям молодых людей. Они расписались тайно и поставили всех перед фактом: теперь они одна семья. Вслед за мужем Валентина решила получить профессию актрисы, поступила в Щукинское училище.

Профессия, по сути, и разрушила их брак. Они стали видеться всё реже, подолгу находясь на съемках в разных городах. И однажды Валентина призналась мужу, что у неё роман с режиссёром Павлом Арсеновым. Александр не смог простить предательства. Супруги расстались через 4 года брака.

Наташа Ростова

Одиночество Александра Збруева продлилось недолго. Однажды в коридорах «Мосфильма» он встретил Людмилу Савельеву, балерину театра оперы и балета имени Кирова, известную по роли Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир».

Все душевные раны и терзания просто растворились в её светлых широко распахнутых глазах. Он был снова влюблён и очень счастлив. Они поженились в 1967 году, а уже через год в семье родилась дочка, названная в честь Наташи Ростовой.

Наталья росла творческим ребёнком и уже в 15 лет сыграла в фильме Михаила Казакова «Если верить Лопотухину». Режиссёр отметил артистический талант девочки. Она вполне могла бы стать известной актрисой, но в подростковом возрасте перенесла личную трагедию, всерьёз подкосившую её здоровье. Родители отказываются говорить на эту тему, оберегая хрупкий мир дочери.

Служебный роман

После пережитой драмы равновесие в семье было нарушено. Александр Збруев с горечью понимал, что на смену пылким чувствам пришло осознание своего долга перед семьей.

В одном из своих интервью актёр признался, что судьба поставила его перед сложным выбором. С одной стороны, у него были жена и дочь, которыми он всегда дорожил, а с другой – чувства молодой актрисы, полюбившей его.

С Еленой Шаниной он познакомился в театре имени Ленинского комсомола. Она была младше его на 14 лет, поначалу она просто восхищалась знаменитым актёром, но затем пришли совсем другие чувства. В 1992 году Елена родила дочь, Татьяну Збруеву.

Но Збруев всё-таки решил остаться со своей семьей. Он помогал Елене с дочерью, принимал участие в воспитании Татьяны, но чувство долга перед семьёй оказалось сильнее. Возможно, что роман с молодой актрисой, закруживший его в своё время, просто изжил себя. А возможно. Он просто не решился что-то менять в жизни. Актёр предпочитает не делиться ни с кем своими личными переживаниями.

Публичное одиночество

Старший брат Александра, актёр Евгений Фёдоров, считает, что Збруев просто разочаровался в любви. Он перестал верить в её силу и бесконечность. В первом случае чувства были разрушены изменой, во втором – бытом, в третьем – долгом. Впрочем, ни одна из его женщин не говорила о нём плохо. Каждой из них было за что благодарить любимого мужчину.

Валентина Малявина, еще несколько раз побывавшая замужем, пережившая несколько бурных романов, сегодня находится в доме-интернате для слабовидящих. И очень сожалеет о невозможности увидеться с Александром. Он же не собирается её навещать, чтобы в памяти первая его любовь осталась такой же молодой и красивой, как в день их первой встречи.

Людмила Савельева и сегодня жена Збруева. Ей известно и о его закончившемся романе и о том, что у актера есть уже взрослая дочь Татьяна. Но она достойно прошла это испытание.

Елена Шанина продолжает работать в одном театре со Збруевым. Их дочь стала актрисой Ленкома, и сейчас продолжает обучение, решив получить ещё и профессию журналиста. Актёр всегда с гордостью говорит об успехах дочери. А еще он признаётся, что все его женщины просто замечательные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ПУТЬ К АКТЕРСТВУ

Александр Викторович никогда не знал родного отца: заместителя наркома связи СССР расстреляли в период репрессий. Семью опального партийца на несколько лет выслали из Москвы в Ярославскую область. В 1944-м будущий актер вернулся с мамой в столицу и поселился в их прежней квартире на Арбате, ставшей к тому моменту коммунальной.

В школе Збруев быстро обрел репутацию трудного ребенка: уроки прогуливал, большую часть времени проводил во дворе с соседскими мальчишками, среди которых оказался и его будущий коллега Юрий Смирнов.

Другой стороной жизни хулигана было искусство. Старший единокровный брат Евгений играл в Театре имени Вахтангова, а маленький Саша проходил в бельэтаж по пропуску и смотрел спектакли. Мама Збруева дружила с Надеждой Вахтанговой и однажды попросила ее прослушать младшего сына. Вскоре актерским мастерством с подростком начала заниматься артистка Дина Андреева.

Хотя в девятом классе Збруев продолжал бить баклуши и говорил, что будет водителем самосвала, родительница сумела направить его энергию в нужное русло. Юноша поступил в Щукинское училище, где его куратором стал Владимир Этуш. Поначалу студент относился к стезе актера скептически, но на четвертом курсе изменил мнение, сыграв в картине «Мой младший брат». Ленту Александра Зархи посмотрели 20 миллионов зрителей.

«Там встретился с Олегом Ефремовым, сблизился с Олегом Далем и Андрюшей Мироновым. Это был счастливый отрезок моей жизни. И с этим счастьем я пришел в театр. В «Ленкоме» и тогда замечательные актеры работали, многих сегодня забыли, к сожалению. Здесь ко мне отнеслись тепло, как к «хорошо начинающему», — вспоминал актер.

Известность артиста укрепилась после фильма «Пядь земли», где он сыграл лейтенанта Мотовилова. С тех пор Збруев снимался почти каждый год, воплощая на экране образы военных, тунеядцев, сотрудников милиции. Культовым стал фильм «Большая перемена», где Александр Викторович исполнил роль Григория Ганжи. Поклонницы осаждали «Ленком», мечтая о встрече с обаятельным повесой, с которым они отождествляли звезду кино.

Яркие персонажи доставались артисту и в непростые 90-е. Он не хотел играть в криминальных лентах, ставших модными, но от некоторых ролей не мог отказаться: исполнил Сталина в фильме «Ближний круг», Евгения Тимошина в картине «Ты у меня одна», взломщика Березкина в «Бедной Саше».

Актер участвовал в известном проекте Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо!». В тандеме с Анатолием Журавлевым, Ириной Мазуркевич и Михаилом Ульяновым он блестяще воссоздал на экране необычную историю о жителях провинциального городка.

В нулевых артист неожиданно взял творческий отпуск: снимался только в камео целых 10 лет. К главным ролям он вернулся в 2014-м. Из последних работ актера зрителям особенно запомнились «Кино про Алексеева» и «Содержанки».

Три непростых счастья Александра Збруева

Александр родился в Москве, в 1938 году, в обеспеченной семье заместителя наркома связи СССР и актрисы из аристократического рода. Через два месяца после рождения ребенка в семью пришла беда. Отца Александра арестовали и расстреляли. Мать с маленьким Сашей и его старшим братом сослали в Рыбинск. Долгое время они жили с клеймом «семья врага народа».

В 1943 году Збруевыем удалось вернуться в Москву и даже попасть в собственную огромную квартиру на Арбате, доставшуюся от отца. Только вот к их возвращению она уже стала коммуналкой, и бывшим хозяевам пришлось вселиться в одну маленькую комнату.

Читать еще:  Три принца для Золушки Янины Жеймо

Маленький Саша считался во дворе задирой. Но, как ни странно, опыт хулиганской уличной жизни научит мальчишку не агрессии, а понятиям чести и достоинства, умению слаженно работать в команде, защищать слабых и до последнего биться за «своих». Сорванца с принципами и хорошим воспитанием во дворе знали под кличкой Интеллигент.

А вот школу Збруев не любил: учеба его не увлекала, а школьная дисциплина неусидчивого ребенка и вовсе провоцировала на новые отчаянные поступки. Дважды Александр Владимирович оставался на второй год, а к восьмому классу чуть и вовсе не бросил школу. Но старший брат уговорил получить аттестат, с которым тот смог бы поступать в театральное.

Зато вне скучных уроков жизнь юнца кипела и переливалась яркими красками. Чтобы защищать свою дворовую компанию, Збруев считал делом чести быть в отличной форме, поэтому усердно занимался гимнастикой и боксом и добился в спорте успехов.

Тем не менее после школы он все же решил пойти по стопам мамы и поступить в театральное училище имени Щукина. Именно это решение изменило его жизнь навсегда: Владимир Этуш, на курс которого попал Збруев, смог привить актеру трудолюбие и воспитать в нем живой интерес к профессии. Много раз в своих интервью Александр Владимирович назовет Этуша своим главным учителем и наставником.

Два билета на дневной сеанс (1966)

Параллельно с поступлением в театральное Збруев женился. Не то чтобы он сознательно планировал создавать семью в столь молодом возрасте, но новая девушка в его тогда еще школьной компании — Валя Малявина — очаровала мальчишку проникновенным взглядом своих огромных глаз.

Первая любовь, юношеская страсть и ожидаемый результат: девушка забеременела. Чтобы не тревожить ни одну, ни вторую интеллигентную семью, влюбленные расписались тайно, а признаваться пришли уже после ЗАГСа.

Если ранний брак родители еще могли понять, то становиться бабушками и дедушками так рано были не готовы. Тем не менее, молодые стали жить вместе, а спустя некоторое время матери влюбленных сговорились отвести Валю в женскую консультацию.

Малявина до сих пор утверждает, что была уверена: в кресле гинеколога ее ждет плановый осмотр, но вместо этого врач вызвал преждевременные роды…

Узнав, что ребенка у них не будет, Збруев был разочарован и в возлюбленной, и в собственной жизни. Ребенок был для него желанным, он уже лелеял мечту о том, как они с Валей станут воспитывать малыша, но грезам было не суждено сбыться.

Еще какое-то время влюбленные пытались наладить отношения, но потом были вынуждены признать: ничего у них не получается. Еще находясь в браке, Валентина, которая к тому времени тоже поступила в театральный, влюбилась в режиссера, а Збруев дал ей развод — чтобы та смогла спокойно выйти замуж.

Актер

Опекун (1970)

Трагические события в романтической жизни заставили Сашу быстро повзрослеть. Он погрузился в учебу и стал все больше проводить времени в «Щуке» — оттачивать мастерство. Талантливого актера быстро рассмотрели мэтры.

Сразу после вуза Збруеву предложили место в труппе театра имени Ленинского комсомола. Правда, первые два года юному актеру приходилось больше смотреть и учиться, зато потом в театр перевелся Анатолий Эфрос, скоро рассмотревший в Саше большой потенциал.

Первая же главная роль, на которую Збруева утвердил Эфрос, принесла Александру Владимировичу широчайшую популярность в кругах столичной театральной публики.

За год до триумфа на подмостках Збруев вместе с Андреем Мироновым и Олегом Далем снялся в кинокартине «Мой младший брат». Кино ждал успех, а вот актера полюбят чуть позже, когда он начнет сниматься сначала в военных, а потом в детективных лентах.

Наташа Ростова

Людмила Савельева «Война и Мир»

К нему уже пришла первая популярность, когда актер влюбился в новую звезду советского кинематографа, сыгравшую Наташу Ростову в «Войне и мире», — Людмилу Савельеву. Картина получила «Оскар» и вошла в мировые учебники по киноискусству, а на западе актрису назвали «советской Одри Хепберн».

На волне славы она и встретилась с другой сияющей звездой — Александром Збруевым. У влюбленных завязались отношения, а чуть позже они решили пожениться. Еще через какое-то время на свет появилась их совместная дочь Наташа.

Девочка росла очень творческой. В школьном возрасте ее даже утвердили на роль в фильме «Если веришь Лопотухину», с которой она блестяще справилась. Корифеи прочили дочке талантливых актеров блестящее актерское будущее, но однажды вся ее жизнь изменилась.

Наследница по прямой (1982) До супруги, а потом и до Наташи, дошли слухи о том, что у папы появилась любовница и, более того, другая женщина воспитывает вторую дочь Збруева. Психика ранимой Наташи не выдержала. С острым нервным расстройством девушка попала в больницу.

Оказалось, что у Збруева и правда случился служебный роман — с актрисой Еленой Шаниной, которая родила ему вторую дочь — Татьяну. Ее он тоже признал и воспитывал как свою. Актер не раз признавался, что любит обеих дочерей одинаково. Татьяна пошла по стопам родителей.

В одном из своих интервью Збруев поделился: он жалеет, что не смог вовремя познакомить своих дочек и сделать так, чтобы они дружили. Он считает себя виноватым в том, что упустил благоприятное для такого знакомства время.

Сегодня и Збруев, и Савельева отошли от кинематографических дел, а актер даже закрыл свой ресторан, в котором когда-то любила собираться актерская богема. Супруги ссылаются на то, что сегодня кинематрограф практически не предлагает интересного материала.

Впрочем, с качественным сценарием Збруеву повезло в 2014 году. Тогда за главную роль в «Кино про Алексеева», в котором он согласился сняться, прервав десятилетний отпуск, актер получил «Золотого орла» и приз имени Михаила Ульянова за лучшую мужскую роль.

После этого кинофильма Збруев больше нигде не снимался.

Актер

Опекун (1970)

Трагические события в романтической жизни заставили Сашу быстро повзрослеть. Он погрузился в учебу и стал все больше проводить времени в «Щуке» — оттачивать мастерство. Талантливого актера быстро рассмотрели мэтры.

Сразу после вуза Збруеву предложили место в труппе театра имени Ленинского комсомола. Правда, первые два года юному актеру приходилось больше смотреть и учиться, зато потом в театр перевелся Анатолий Эфрос, скоро рассмотревший в Саше большой потенциал.

Первая же главная роль, на которую Збруева утвердил Эфрос, принесла Александру Владимировичу широчайшую популярность в кругах столичной театральной публики.

За год до триумфа на подмостках Збруев вместе с Андреем Мироновым и Олегом Далем снялся в кинокартине «Мой младший брат». Кино ждал успех, а вот актера полюбят чуть позже, когда он начнет сниматься сначала в военных, а потом в детективных лентах.

Непростые отношения

Елена Шанина и Александр Збруев познакомились в далеком 1974 году. Александр на тот момент был уже достаточно известным актером, а Елена — молоденькой начинающей артисткой. Тем не менее, Шанина покорила Александра своим талантом: он был искренне восхищен ее игрой в спектакле.

Постепенно дружба и сотрудничество переросли в роман. Вот только до брака дело не доходило, поскольку Александр был женат и уходить из семьи не собирался. Ситуация никак не изменилась после рождения дочери Тани в 1992 году. Елена была вынуждена дать ей свою фамилию.

Для Тани Александр стал приходящим папой. Он не отказывался от отцовства, но жениться на Елене не собирался. Елена рассказывает, что всегда была искренней с дочкой, честно поведала ей всю ситуацию, чтобы у ребенка не было никаких домыслов и догадок на этот счет.

Александр Збруев: Над миром висит зонтик страшнее атомной бомбы

Недавно Александру Збруеву вручили на церемонии «Звезда Театрала» приз «Легенда сцены», что абсолютно соответствует его положению

Буквально недавно Александру Збруеву вручили на церемонии «Звезда Театрала» приз «Легенда сцены», что абсолютно соответствует его положению. Он, бесспорно, легенда. Около 50 ролей в одном только Ленкоме, множество фильмов, где он сыграл незабываемые роли и заслужил любовь всей страны. Сегодня у театра и актеров, даже таких звезд, как Збруев, непростые времена. С этого мы и начали интервью с Александром Викторовичем.

  • 1938 – родился 31 марта в Москве
  • 1973 – сыграл Ганжу в «Большой перемене»
  • 1995 – открыл ресторан в подвале Ленкома
  • 2008 – подписал петицию за освобождение Оксаны Бахминой
  • 2014 – главная роль в «Кино про Алексеева»
Читать еще:  Жестокое крушение счастья Ольги Будиной

Александр Викторович, вы клянете этот високосный 2020 год или в нем что-то хорошее для себя находите?

– Ох, не знаю, как и сказать. Говорить-то хочется о хорошем, а в жизни сейчас совсем, кажется, мало добра осталось – больше негатива. И думаю, что со мной будет целая армия людей, которые отрицают этот год. Потому что над всем миром висит этот зонтик, который страшнее атомной бомбы. Огромное количество людей погибает, и ты, проходя по улице, не знаешь, за каким углом ждет тебя эта вирусная пуля. Конечно, я не хочу сравнивать все это с войной, потому что на войне было безумно тяжело и стократ страшнее, но человек, сидя в окопе, знал, откуда будут стрелять. А здесь – нет. Вокруг тебя что-то разрывается, а попадет в тебя или нет – не знаешь, не угадаешь. Правда, если об этом все время думать, то можно сойти с ума. Жаль, что никакого выхода пока, по-моему, найти не могут. Напротив, только нагнетают тяжесть и панику. И пресса, и телевидение – все стараются. Из всех утюгов только о коронавирусе и слышно. Я понимаю, это естественно, но очень часто не по делу, извините, говорят. А все потому, что и люди не знают, и начальство не знает, как же поступать в этой патовой ситуации. Иногда предлагаются какие-то варианты, потом оказывается, что они не имеют смысла, и все уходит в слова, слова, слова.

То есть у вас нет ощущения, что всё под контролем и мы не брошены на произвол судьбы?

– В том-то и дело, что нет, и никто не знает, как обстоят дела на самом деле. Простому человеку говорят «берегите себя», говорят, что он не брошен, но это всё слова. Как беречься, если никто ничего не знает? Ракеты запускают, люди на Луну выходят, открытия какие-то необыкновенные делаются, Нобелевскую премию продолжают вручать ученым в разных областях, а найти управу и одолеть эту маленькую букашку специалисты не могут. Вот и получается, что она страшнее атомной бомбы.

У меня до сих пор кнопочный телефон

Самые горячие разговоры сегодня – о вакцине и антителах. А вы будете прививаться или уже «отстрелялись» естественным образом?

– Я не знаю точно. Но поскольку я хожу на работу и общаюсь с людьми, я проверялся, мне делали тесты, и вот мне сказали, что у меня есть эти – как их? – антитела. И я тут тупо так спросил у врача, откуда они у меня взялись. А она мне говорит: «А это значит, что вы болели недавно». А когда я болел-то? Я как-то и не заметил. По всей вероятности, это была легкая форма. И вот, понимаете, толком никто ничего не может сказать, всё только «видимо» и «наверное». Вот эти слова у врачей сейчас самые распространенные – «попробуйте это, попробуйте то». Даже когда человек обращается по поводу своей давно известной болезни, а не из-за коронавируса, ему говорят: «А вот давайте попробуем это». Ну что значит «попробуем»? Нужно точно знать, а не экспериментировать на живых людях, как будто это кролики. Так что я отношусь к тому, что происходит, как и все, с большой опаской. И как бы эта драма, которая происходит во всем мире, не превратилась в жуткую трагедию. А она очень близка к этому.

Цифровому поколению, которое родилось с компьютером в обнимку, как-то проще жить сейчас, на самоизоляции. А как вам, человеку «натуральному», аналоговому, который привык к живому общению, живется?

– Мне сложнее. Ну конечно, у меня в кармане всегда лежит телефон, но у меня он до сих пор кнопочный, каюсь. Я ничего в технике не понимаю, у меня абсолютнейшая тупость в этом, сорри. И когда мне начинают что-то объяснять, как пользоваться айпадом, от меня это тут же отскакивает. Я привык и люблю общаться вживую – глаза в глаза и на ощупь, что называется. А этого сейчас мы лишены как раз. Поэтому людям, выросшим в «натуральной» культуре, тяжелее. Я вообще поражен тем, как удивительно изменился мир за это короткое время. Он и до этого очень быстро менялся, а сейчас с космической скоростью! Изменились люди и их отношение ко многим вещам. Сейчас смерть даже очень знаменитого человека воспринимают как «чих»: ну да, умер еще один, и еще один, а вот еще один умер. Люди стали безэмоциональны. К сожалению, мы просто привыкаем к потерям. Такая жизнь. Страшноватая. Замкнутая. Очень мало стало нормального общения человеческого. Я, солдат старой формации, до сих пор вспоминаю дворы своего детства, нашу беготню, наших соседей из нашей общей на всех квартиры. Люди же помогали друг другу, и это было нормально. Настучать на кого-то – это тоже случалось, но это было все же исключительным на фоне взаимопомощи, защиты и поддержки. И ты был не одинок. Были твои друзья-товарищи, спина к спине, попробуй тронь. Сейчас во двор только с мамой-папой. Сейчас человек ничем не защищен. Он сам по себе, понимаете? Сам по себе…

С кочки на кочку

А были ли такие психологически трудные, как сегодня, времена на вашей памяти еще когда-нибудь?

– В личном плане едва ли. Хотя тут и естественное течение жизни сказывается. Но и для театра вообще, думаю, это время, которого никто никогда не испытывал еще. Потому что театр, все работники театра, все, кто принадлежит к этой области, потеряли и теряют очень и очень многое. Во многих театрах зарплаты стали намного меньше. Да, люди работают, да, репетируют и даже выпускают спектакли. Но на сегодняшних премьерах на сцене актеров порой больше, чем зрителей в зале, – и это страшно и тоскливо. Театры, конечно, держатся, и я даже хожу и смотрю кое-что – и в «Современнике», и на Малой Бронной, и у нас вот в Ленкоме готов новый спектакль по «Тартюфу» Мольера – «Вечный обманщик». И я считаю, что все просто молодцы. И наш директор Марк Борисович Варшавер держит руку на пульсе, и даже когда что-то не получается, когда после периода репетиций спектакль все же снимается с производства (ну так случается иногда), у нас в Ленкоме труд людей все равно оплачивается. Наш директор вообще помогает решить проблему, если нужно, любому человеку в театре. Но он не любит дрязги, когда люди начинают ругаться друг с другом, доказывая недоказуемое, и призывает к сплочению. А сплочение – оно лучше всего достигается, конечно, в работе. Которая сегодня такая немножко кривобокая, хромая, пунктирная, потому что вдруг кто-то во время репетиций заболевает, всё останавливается или приходится вводить другого актера. В общем, всё с кочки на кочку. Но когда сегодня вдруг все-таки выходит спектакль – это дорогого стоит.

Что чувствуете, когда выходите и видите почти пустой зал?

– Конечно, это смущает всех. Мы привыкли к другой энергии зрительного зала. Ведь как устроен актер? Он на сцене отдает свою энергию, чувства и вообще всё, что он наработал, в зрительный зал, а зрители, если принимают это, возвращают ему то, что мы называем энергетикой. А сейчас актер работает так же сполна, а обратно ничего сполна получить не может. Он затрачивается, он не может иначе, а отдачи нет.

Ленком на грани

Александр Викторович, ни для кого не секрет, что в Ленкоме давно уже всё не дружно и не хорошо. Во всяком случае, Александра Захарова, прима театра, не очень-то принимает позицию Марка Варшавера, и они никак не найдут общий язык.

– Понимаете, есть вещи, о которых в принципе не говорят и не выносят сор из избы. По крайней мере, интеллигентные люди. А я из интеллигентной семьи, я не люблю говорить отрицательные вещи про людей, не люблю их обсуждать. Мое отношение к этому остается во мне, и я делаю определенные выводы из того или иного явления или обстоятельства. Но я в это – честно! – не включаюсь. И никогда не любил влезать в какие-то столкновения. Саша Захарова прожила всю свою творческую жизнь, играя в спектаклях главные роли. Сейчас, ну что поделать, Ленком стал другим. И еще даже не стал, а становится. Каким он будет, никто не знает. Я помню время – а я давно работаю в этом театре, – когда Анатолия Васильевича Эфроса «ушли» из Ленкома. И вот наш театр сегодня находится именно в таком же критическом состоянии, в котором он был во время истории с уходом Эфроса. Ленком тогда очень долго не мог подняться, не мог даже находиться на той же ступеньке, что и был. Но у нас хороший запас прочности. У нас есть наши давнишние спектакли, на которые всегда есть спрос, и зрители идут к нам, чтобы увидеть любимых артистов.

Читать еще:  Ироничная писательница и настоящая оптимистка Дарья Донцова

Марк и Александра Захаровы

Второй год Ленком живет уже без Марка Захарова. И насколько я понимаю, Александр Лазарев теперь восстанавливает его легендарную «Поминальную молитву». Правильно ли вообще трогать постановку мастера? Кажется, не всем нравится эта странная идея.

– Возможно, это от того, что есть опасения, что его восстановят не на том уровне. Я не знаю, честное слово. Это был, конечно, гениальный спектакль, который поставил Марк Анатольевич, и это был один из лучших спектаклей Ленкома, который он поставил в своей жизни. Так что перед актерами, которые взялись его возрождать, стоит действительно очень трудная задача.

Александр Викторович, а совершенно блестящие спектакли Марка Захарова, где играете вы, они же разрушаются, рассыпаются без присмотра мастера? Так происходит со всеми спектаклями – это такая материя, которую нужно все время поддерживать и вдыхать в нее жизнь. Вы не боитесь, что зритель начнет чувствовать изменения?

– Во-первых, у нас есть дежурные режиссеры из числа наших же актеров, которые смотрят за спектаклями еще с тех пор, как был жив Марк Захаров. Они, собственно, и были назначены Марком Анатольевичем. И актеры слушаются их, когда они говорят: «Вот вы сегодня то или другое не сделали». Речь не идет о том, чтобы видоизменять спектакль. Цель дежурного сохранять, поддерживать спектакль в должной форме, ничего не упуская, но ничего и не меняя.

Чиновники и ностальгия

Ну а если вернуться в славное ленкомовское прошлое? Ходят легенды о том, что партийные начальники вплоть до Брежнева очень любили встречаться с актерами Ленкома. Вы помните такие встречи?

– Нет, ну были, конечно, встречи какие-то, в театр то и дело приходил кто-либо из чиновников. Но это имело значение для руководства, а для артиста – это ничто. И тогда, и сейчас. Никто из политбюро за кулисы не рвался вручить лично артисту букет цветов и расцеловать его в обе щеки. Нет, чиновничий мир – он всегда был совершенно отдельной частью. Он мне совсем чужой, и я никогда не стремился с ним сблизиться, подружиться, установить связи, как-то этим пользоваться или переметнуться в политику. Ни в коем случае. Я никогда не был ни пионером, ни комсомольцем, ни членом партии – и вообще, от меня это все очень-очень далеко.

Многие сегодня, кстати, сравнивая советские времена с нынешними, говорят о том, что тогда была какая-то гуманность между людьми разного статуса, а сейчас, мол, человек человеку волк. Это иллюзия?

– Я что-то никогда об этом не думал, хотя вообще я, честно говоря, очень ностальгически устроенный человек. Потому что, когда говорят о Москве, а она родной мне город, я думаю о тех местах, которых нет и которые я не могу до сих пор забыть, потому что это моя исчезнувшая родина. Иногда я прихожу, точнее приходил – сейчас не очень-то походишь, – на свой любимый Арбат, садился в кафе напротив дома, в котором я жил, смотрел и понимал, что в этом доме уже никто из прежних людей не живет, а живут там совсем другие люди. Все другие. Просто сидел и понимал, что Арбат уже тоже не тот Арбат, который был когда-то, и тем не менее я получал простое удовольствие от воспоминаний.

Пандемия снос не тормозит

Какие места в Москве, кроме Арбата, вы ощущаете родными?

– Мне нравится всё, что не сломали, нравятся переулки, где сохранились прежние дома и прежний дух. И мне очень жаль бывает, когда среди тех старых домов – сталинских и более ранних – вдруг возникает какая-то современная коробка, которая совершенно не совпадает с ландшафтом. Когда-то, до всего этого суматошного строительства, на месте Нового Арбата, который раньше был Калининским проспектом, была просто Молчановка – старые переулки, потрясающие. И конечно, это надо было сохранить. Это называлось бы старым городом, какие существуют во многих центральных городах Европы, это сохраненные старые места, куда приходят туристы, чтобы увидеть и понять историю. Но разве такие ностальгические соображения кого-то остановят? Нет. Сейчас всё везде сносят, и даже пандемия этого не притормозит. Сколько было борьбы москвичей за то или иное историческое здание, и почти никогда, только за редким исключением, людям не удавалось отстоять свои старые любимые места. С печалью я смотрю на это все. В следующем году исполнится 80 лет с начала Великой Отечественной войны. А в декабре как раз была битва под Москвой. И чтобы защитить родной город, мой старший брат – пацан еще – вместе с другими мальчишками рыл окопы и делал заграждения. Защитить и сохранить – это естественное стремление настоящего москвича по отношению к Москве.

Александр Викторович, давайте переключимся на какой-нибудь позитив. Ну, скажем, на что вы тратите свободное время сейчас?

– Свободное время, конечно, сейчас есть, но не так много, как можно подумать. Вирус не вирус, а все равно моя жизнь – это театр. А если уж дома, то для себя я с удовольствием смотрю в интернете старые фильмы. И советские, и хорошие зарубежные пересматриваю. Штук тридцать пересмотрел за последнее время. «Сорок первый» старый Григория Чухрая, где Изольда Извицкая и Олег Стриженов в главных ролях. Гениальный фильм. «Шумный день» посмотрел, который снимали когда-то Эфрос с Натансоном, и там блестяще играл Олег Табаков, «Мы из Кронштадта»… Вспоминаю, какие я видел когда-то хорошие картины, и пересматриваю, они меня заряжают хорошей энергией.

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2020 под заголовком «Александр Збруев: Над миром висит зонтик страшнее атомной бомбы».

Публичное одиночество


Александр Збруев.

Старший брат Александра, актёр Евгений Фёдоров, считает, что Збруев просто разочаровался в любви. Он перестал верить в её силу и бесконечность. В первом случае чувства были разрушены изменой, во втором – бытом, в третьем – долгом. Впрочем, ни одна из его женщин не говорила о нём плохо. Каждой из них было за что благодарить любимого мужчину.
Валентина Малявина, еще несколько раз побывавшая замужем, пережившая несколько бурных романов, сегодня находится в доме-интернате для слабовидящих. И очень сожалеет о невозможности увидеться с Александром. Он же не собирается её навещать, чтобы в памяти первая его любовь осталась такой же молодой и красивой, как в день их первой встречи.


Александр Збруев с дочерью Татьяной.

Людмила Савельева и сегодня жена Збруева. Ей известно и о его закончившемся романе и о том, что у актера есть уже взрослая дочь Татьяна. Но она достойно прошла это испытание.
Елена Шанина продолжает работать в одном театре со Збруевым. Их дочь стала актрисой Ленкома, и сейчас продолжает обучение, решив получить ещё и профессию журналиста. Актёр всегда с гордостью говорит об успехах дочери. А еще он признаётся, что все его женщины просто замечательные.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты