Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Война и страх съемок: судьба Анатолия Папанова

Война и страх съемок: судьба Анатолия Папанова

Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа – кадровый офицер, мама – модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами. Однако поженились и завели детей – мальчика и девочку.

Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста. При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.

Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.

В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат.

Анатолий Папанов — биография

Анатолия Папанова очень любила публика. Он сыграл достаточно много ролей в кинематографе и на театральных подмостках. Но почему же тогда остается щемящее чувство недосказанности, какой-то незавершенности в его судьбе. Кажется, что он мог и хотел сказать еще очень много, что-то самое важное, но не смог, просто не успел. Ушел.

Огромный успех пришел к артисту после съемок в картине «Живые и мертвые», хоть до этого в его фильмографии было немало успешных проектов.

Детство и юность

Родной город Анатолия Папанова Вязьма, под Смоленском. Именно здесь, в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской 31 октября 1922 года родился Анатолий Папанов. Отец мальчика был кадровым военным, мама работала в ателье по пошиву платьев и женских шляпок, по национальности была полькой, сменившей католичество на православие. Родители Толи были людьми интеллигентными, им не нравилось многое из того, что творилось в те годы в стране. Они были глубоко верующими людьми, и эту веру прививали своим детям.

Анатолий Папанов в детстве

Толик очень любил своих родителей, особенно тянулся к отцу, и во всем ему подражал. Дмитрий Папанов обладал отличными актерскими данными, посещал театральную самодеятельность в гарнизоне, руководила которой актриса Лучезарская. Она была бывшей актрисой в императорском театре, и женой тогдашнего командира гарнизона в Вязьме. Старшего Папанова часто задействовали в любительских постановках, а он приводил своего сына и дочь, когда по сценарию нужно было присутствие детей.

В 1930-м Папановы поселились в Москве, где им выделили квартиру на улице Малые Кочки. Анатолия отправили в школу, однако никакого интереса к учебе у мальчика не было. Он постоянно хулиганничал, самой высокой оценкой для него была тройка. С трудом доучившись в школе, парень даже и не собирался в институт, потому что с такими оценками в вуз дорога закрыта. После школы Папанов нашел себе работу литейщика в заводской ремонтной мастерской, а по вечерам посещал театральную студию на заводе «Каучук». Азы актерского мастерства Анатолий постигал под руководством актеров Театра им.Вахтангова, а руководил студией Василий Куза, которого Папанов всегда считал своим самым первым и самым главным наставником.

На фото Анатолий Папанов в молодости

Однажды друг Анатолия предложил ему пройти прослушивание в Театре рабочей молодежи. Папанов был не уверен в своих силах, но все же согласился. Приемная комиссия рассмотрела в нем актерские задатки, и дала ему добро. Анатолий достаточно быстро освоился, стал одним из ведущих артистов, и мечтал о карьере артиста.

Война

Очень скоро о мечтах пришлось забыть, потому что началась война. Буквально с первых дней Папанов ушел на фронт. На протяжении трех месяцев он осваивал зенитные орудия, а потом оказался на фронте, вместе с такими же новобранцами. В его памяти на всю жизнь остались воспоминания о той ужасной войне, о том, как в одном из боев полегла почти вся рота, а его спасло какое-то чудо. Под Харьковом он получил тяжелое ранение, ему ампутировали два пальца на ноге, дали третью группу и комиссовали.

Анатолий Папанов в военное время

Однако Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он объездил бесчисленное количество фронтовых госпиталей. Своими выступлениями артисты старались поддержать боевых товарищей, они читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, и получали за это шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Именно тогда Папанову пришла мысль о том, что возможно в этом и есть его предназначение. Вернувшись в Москву, Анатолий Папанов решил осуществить свою мечту – стать артистом.

Театр

Он приехал в ГИТИС,когда вступительные испытания были уже далеко позади. Но в тот год вуз не добрал нужного количества студентов, поэтому у Анатолия появился шанс поступить. Он попал на прием к ректору Михаилу Тарханову, который предложил настойчивому молодому человеку продемонстрировать свои способности прямо сейчас. Папанов прочел стих, и очень понравился Тарханову. После краткого собеседования Анатолий Папанов был принят в вуз, причем на второй курс.

В первое время Папанов не выделялся из общей массы своих однокурсников, но буквально с первой репетиции показал себя с самой лучшей стороны. Педагоги в один голос твердили о его выдающемся таланте. Диплом об окончании вуза Анатолий взял в руки в 1946-м, и получил сразу несколько приглашений в самые лучшие столичные театры. Его хотели видеть во МХАТе, в Малом театре, и еще ряде других, но он ответил отказом. Забрал жену и вместе с другими однокурсниками поехал в Литву, хоть и пробыл там всего два года.

В 1948-м Папанов и его жена получили приглашение от Андрея Гончарова, который звал их в Театр сатиры. Супруги долго не думали, и вернулись в столицу. На сцене этого театра поначалу Папанов исполнял только эпизоды или роли второго плана. Первая заметная роль досталась артисту в 1954-м, когда его поставили вместо заболевшего артиста.

После того, как состоялась премьера этого спектакля, режиссеры наконец-то поняли, какой потенциал скрыт в этом актере. Но должно было пройти еще три года, прежде чем ему доверили роль главного героя. Успех этой постановки был просто невероятным, у артиста появился свой зритель, который «ходил на Папанова». Его Киса Воробьянинов перестал быть жалким и вызывающим насмешки. В исполнении Папанова он приобрел глубину и трагедию, и зрители уже совершенно по другому относились к этому персонажу.

Анатолий Папанов в театре

В 1962-м Папанов получил роль в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по произведению Б.Шоу. Это достаточно сложная пьеса, немногим режиссерам удается ее поставить. Но артисты Театра сатиры справились с этой задачей, и даже сняли телевизионную версию этой постановки. Анатолию Папанову пришлось перевоплотиться в Мангана. Театральная биография артиста очень насыщенна, с его участием вышло много спектаклей, которые получили достаточно высокую оценку зрительской аудитории и театральных критиков.

Анатолий Папанов попробовал свои силы и в режиссерстве. В 1987-м на сцене родного театра он поставил спектакль «Последние» по пьесе Максима Горького.

Читать еще:  8 актеров, которые набрали вес ради роли

Фильмы

Анатолий Папанов был выдающимся артистом, просто успех приходил к нему далеко не сразу. Так было в театре, точно такая же ситуация сложилась и в кинематографе. Первое время Папанов просто замирал перед камерой, не в состоянии ни пошевелиться, ни заговорить. Ему никак не удавалось преодолеть это своеобразный гипноз, поэтому вначале он мог рассчитывать только на роли второго плана.

Анатолий Папанов в фильме «Ленин в Октябре»

Дебютной работой Папанова в кино стала лента «Ленин в Октябре», которая вышла до войны. Через два года после этого артист засветился в картине «Подкидыш». По настоящему раскрыться таланту Папанова удалось гораздо позже, спустя несколько десятков лет, когда он получил приглашение на съемки фильмов «Приходите завтра…», «Человек идет за солнцем», «Яблоко раздора».

В 1963-м Папанову позвонил режиссер Александр Столпер, который набирал артистов для съемок ленты «Живые и мертвые». Он предложил Анатолию роль генерала Федора Серпилина, но Папанов настолько сомневался в своих силах, что наотрез отказывался от этой работы.

Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»

Настойчивость режиссера победила, и буквально на следующий день после проката всем стало понятно, что он не прогадал. Папанов получил всесоюзную известность, лента побила все рекорды просмотров, количество зрителей, посетивших кинотеатры, перевалило за сорок один миллион. Фотография артиста в образе Серпилина красовалась на обложке «Советского экрана» и на почтовой марке, выпущенной в 1966 году. Эта работа получила приз Первого всесоюзного кинофестиваля, как лучшая мужская роль.

У режиссеров как будто открылись глаза, и они начали наперебой предлагать Папанову роли в своих фильмах. Иногда Папанов отказывался, ссылаясь на занятость в театре. Но в основном соглашался, и вскоре зрители могли оценить целый ряд картин с его участием. В эти годы выходят ленты «Стежки-дорожки». «Родная кровь», «Дети Дон Кихота» и «Дайте жалобную книгу». В образах главных героев Папанов предстал в картинах «Возмездие» и «Наш дом».

По приглашению Эльдара Рязанова Анатолий Папанов попал в комедию «Берегись автомобиля», где его партнерами стали блистательные советские актеры.

Потом были съемки в «Белорусском вокзале», «12 стульях» и «Джентльменах удачи», в которых очень ярко и сильно проявился и драматический и комический талант артиста.

Анатолий Папанов в фильме «12 стульев»

В фильмографии Анатолия Папанова есть две картины, которые пользуются большой популярностью у зрителей. Первая – комедия «Бриллиантовая рука», в которой Папанову довелось перевоплотиться в контрабандиста Лёлика. Худсовет страны Советов негативно воспринял эту ленту, но зато зрители были от нее просто без ума. Многие выражения папановского героя ушли в народ, их цитируют и до настоящего времени. После выхода этой картины Папанов не мог спокойно ходить по улицам – его узнавали везде.

Вторая картина называлась «Холодное лето пятьдесят третьего…», и именно она показала всем силу драматического таланта Анатолия Папанова. Его герой – политический ссыльный Копалыч, пришелся по душе не только зрителям, но и придирчивым критикам. Очень жаль, что сам артист не дожил до выхода фильма на экраны.

Помнят Анатолия Папанова и как мастера озвучивания. Его голос звучал в самых любимых советских мультиках – «Паровозик из Ромашкова», «Рикки-Тикки-Тави», «Золотой мальчик».

Однако прославился Папанов после озвучивания Волка в мультфильме «Ну, погоди!». Его партнершей стала Клара Румянова – именно ее тоненьким голоском говорит мультяшный Заец. После того, как мультфильм вышел на экраны, он буквально завоевал сердца не только детей, но и взрослых. Детишки засыпали Папанова мешками писем, а Папанов всегда говорил, что его Волк совсем не страшный и коварный, ему просто немного не везет.

Личная жизнь

С личной жизнью у Анатолия Папанова все было просто отлично. 20 мая 1945 года он женился на актрисе Надежде Каратаевой, с которой учился месте в ГИТИСе. Она тоже была бывшей фронтовичкой, многое повидала за годы войны, которую прошла медсестрой. Они прожили вместе более четырех десятков лет, и за это время практически не ссорились. Они умели выходить из конфликтов без громких сцен и выяснений отношений, в их семье царили любовь и уважение до самой смерти супруга.

Анатолий Папанов и его жена Надежда Каратаева

В 1954-м супруги стали родителями единственной дочери Елены, которая продолжила семейную династию. В 1976 году она поступила на службу в театр им.Ермоловой, и служит там до сих пор. У нее родились две дочери – Мария и Надежда, которые и сами уже стали мамами. На сегодняшний день у Анатолия Папанова подрастают трое правнуков.

Смерть

Анатолий Папанов ушел резко и внезапно. Это случилось 5 августа 1987-го, после возвращения из Карелии, где закончились съемки картины «Холодное лето пятьдесят третьего…». У него появилось свободное время, и артист хотел поехать в Ригу, где в тот момент его супруга гастролировала со своим театром. Папанов решил помыться с дороги, но в это время в доме не было горячей воды. Он принял холодный душ, который и стал толчком для сбоя в работе сердца. У Папанова начался сердечный приступ, повлекший за собой смерть. В это время артист был дома совершенно один, и остался без медицинской помощи. Только спустя несколько дней его тело было обнаружено. Даже точную дату смерти пришлось устанавливать судмедэкспертам.

Могила Анатолия Папанова

Местом вечного упокоения артиста стало Новодевичье кладбище. Прошло буквально несколько дней после его погребения, и умер Андрей Миронов, его коллега и лучший друг. Все это время он подменял Папанова во время гастрольного тура Театра сатиры.

Памятник на могиле Анатолия Папанова появился в 1992-м, его создателями стали скульптор Д.Народицкий и архитектор Ю.Воскресенский.

Избранная фильмография

  • 1937 — Ленин в Октябре
  • 1952 — Композитор Глинка
  • 1961 — Человек ниоткуда
  • 1962 — Яблоко раздора
  • 1963 — Порожний рейс
  • 1964 — Живые и мёртвые
  • 1965 — Зелёный огонёк
  • 1965 — Мать и мачеха
  • 1966 — В городе С.
  • 1967 — Возмездие
  • 1968 — Виринея
  • 1968 — В тринадцатом часу ночи
  • 1969 — Семейное счастье
  • 1970 — Сохранившие огонь
  • 1970 — Любовь Яровая
  • 1973 — Дача
  • 1973 — Дела сердечные
  • 1974 — Одиножды один
  • 1975 — Одиннадцать надежд
  • 1976 — 12 стульев
  • 1976 — Мама, я жив
  • 1978 — Всё решает мгновение
  • 1979 — Инженер Графтио
  • 1982 — Отцы и деды
  • 1984 — Время желаний
  • 1987 — Холодное лето пятьдесят третьего…

Ссылки

  • Полная фильмография
  • Интервью Анатолия Папанова
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Театр

Вернувшись в Москву, Анатолий подал документы в ГИТИС. Но юноша опоздал, все испытания для абитуриентов уже завершились.

Однако из-за войны в группах был недобор. Один из членов комиссии предложил Папанову прочесть что-нибудь. Театральные метры были столь поражены профессионализмом молодого человека, что зачислили его сразу на второй курс.

Во время учёбы Анатолий Дмитриевич неоднократно демонстрировал глубину своего таланта. О студенте-самородке знали многие театры, поэтому после получения диплома его звали в труппу Малого и МХАТа.

Читать еще:  Трое мужей Ларисы Удовиченко

Однако Папанов уехал в Литву вслед за молодой супругой. Правда, вскоре они вернулись в столицу, приняв предложение главного режиссера Театра Сатиры А. Гончарова.

Впрочем, молодому Папанову доставались небольшие роли. И только спустя достаточное количество лет, когда его попросили заменить коллегу в спектакле, режиссеры увидели, сколько многогранен талант актера. Это изменило их отношение, и Папанов постепенно стал одним из ведущих артистов театра, обрёл свою публику.

С миром кинематографа артист тоже подружился далеко не сразу. Его пугала камера, он робел и забывал текст, поэтому больших ролей ему не доверяли. Дебютом Папанова в кино стал фильм «Ленин в Октябре».

Далее шли небольшие роли в «Подкидыше», «Яблоке раздора», «Приходите завтра»… Актер начал позиционировать свое амплуа как комедийное.

Так что, когда режиссер А. Столпер пригласил Анатолия Дмитриевича в свою военную картину «Живые и мертвые», Папанов неоднократно отказывался. Он отказывался верить, что может воплотить на экране драматическую роль.

Но Папанов воплотил образ генерал-майора Серпилина блестяще. После выхода фильма на экраны, на актера обрушилась лавиной слава. Он получил премию за лучшую мужскую роль, его лицо появилось на обложке «Советского экрана» и на советской марке. Человек, побывавший на войне, просто не мог не сыграть так достоверно.

Режиссеры наперебой стали приглашать Папанова в свои картины. Он снялся ещё в нескольких военных полотнах: «Возмездие», «Наш дом», «Белорусский вокзал», в лирических картинах «Отцы и деды», «Дети Дон-Кихота».

Эльдар Рязанов приглашает артиста в свои киношедевры «Берегись автомобиля» и «Дайте жалобную книгу». А Леонид Гайдай в одну из лучших советских комедий — «Бриллиантовая рука» . Марк Захаров снял коллег-друзей Папанова и Миронова в комедии «12 стульев».

Последней картиной, которую артист не успел озвучить, стала острая политическая драма «Холодное лето 53-го…».

Актер

12 стульев (1976)

Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.

Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.

Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности – когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно – «на Папанова».

Одиннадцать надежд (1975)

Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!

Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна

У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них – незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки».

Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.

Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны – в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел

Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.

Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти – если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.

Ушли друг за другом

В последние годы он тщательно отбирал киносценарии, хотел играть только серьезное. Создал поистине трагический образ в фильме «Время желаний». Но гораздо больше был занят в театре, как режиссер поставил пьесу Горького «Последние», решил набрать курс в ГИТИСе.

Однако, прочитав сценарий «Холодного лета пятьдесят третьего…», сразу дал согласие режиссеру Александру Прошкину. Папанов всю жизнь помнил, как пацаном работал на заводе и в цеху пропала важная деталь. Арестовали всю их бригаду, Анатолий просидел в тюрьме десять дней. Тогда он на всю жизнь понял, что ощущали люди, несправедливо арестованные и приговоренные к каторге, а то и к расстрелу. И роль зэка «Копалыча» воспринял всем сердцем.

Театр уже был в Риге. В последний день Прошкин снимал сцены смерти и похорон «Копалыча». Папанов отказался остаться на заключительный банкет и вообще пару дней отдохнуть на карельских просторах. Спешил в Москву, а потом в Ригу. Но почему-то попросил режиссера показать ему бутафорскую могилу своего героя. У декорации он сначала неловко пошутил, а потом надолго замкнулся в себе…

В день прилета в его московской квартире не было горячей воды, но Папанов уже давно обливался ледяной, он вообще был человеком закаленным, к тому времени не пил и не курил. Когда 6 августа Анатолий Дмитриевич не появился в Риге и спектакль с его участием оказался под угрозой, забили тревогу. Тогда не было мобильников, междугородная телефонная связь представляла определенные трудности. По цепочке выяснили, что Лена на даче, что московская квартира была снята с охранной сигнализации, а дверь заперта изнутри. Когда ее взломали, то увидели: актер сидит мертвый в ванной, а по коридору льется вода. Врачи установили, что смерть произошла от остановки сердца поздним вечером пятого августа. Резкий спазм сосудов от воздействия холодного душа.

На похороны в Москву полетели вдова, директор театра и буквально два-три актера. Говорят, что был чуть ли не приказ Министерства культуры: продолжать гастроли. Главный режиссер театра Плучек распорядился: спектакли с участием Папанова заменить творческими вечерами Андрея Миронова. Андрей Александрович скрепя сердце работал. Прошло несколько дней, и 14 августа он упал без чувств в конце спектакля «Женитьба Фигаро»…

Мать Андрея, Мария Владимировна, не смирилась ни с министерством, ни с Плучеком. Если гроб Папанова на гражданской панихиде стоял в фойе ‒ из-за ремонта, ‒ то с Мироновым прощались на сцене. Многие актеры тоже уже не обращали внимания на запреты и, потрясенные двумя подряд смертями, выехали в Москву.

Городничий и Хлестаков, Фамусов и Чацкий, Лелик и Геша Козодоев, Киса Воробьянинов и Остап Бендер ‒ они ушли друг за другом, оставив тем, кто их любил, до сих пор биться над загадкой мистической трагедии.

Люблю Себя

Гениальный комик из обоймы любимых до сих пор вызывает улыбку у всех поколений киноманов, а к его героям, даже самым отрицательным, неизменно пропитываешься симпатией. А вот в жизнь характер артиста был непростым — как и его заковыристая судьба.

Читать еще:  Как хранить любовь. Роковые случайности в судьбе Дмитрия Певцова

Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье со старинной имперской закалкой. Папа — кадровый офицер, мама — модистка, богобоязненные христиане, поддерживающие царский режим, были недовольны произошедшими в стране переменами. Однако поженились и завели детей — мальчика и девочку.

Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста.При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.

Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.

В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат. О поступлении в вуз он и не мечтал — пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.

Война

Приходите завтра (1962)

Молодым пареньком, в качестве увлечения, рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи и приглянулся там педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.

В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного паренька помешала война.

В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию. Позже в своих интервью актер вспоминал через какие кошмары ему пришлось пройти.

Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем. Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям — поднимать боевой дух раненых.

Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.

Москва

В ГИТИС он пришел, когда экзамены уже закончились. Жуткий недобор студентов дал шанс начинающему артисту попробовать сдать экзамены «прямо сейчас». Тот прочел стихи, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Тот выслушал историю о фронтовых перипетиях Папанова и, подумав, зачислил его сразу на второй курс.

В театральном институте Анатолий Дмитриевич не только выделялся своими особенными талантами, но и скоро и навсегда влюбился. Верный и честный однолюб выбрал свою избранницу еще в студенчестве и остался со своей любовью до конца дней.

Надежда Каратаева понравилась актеру своей искренностью. Как и Папанов, она прошла войну — служила медсестрой несколько военных лет, повидала ужасы, работала в госпиталях.

Анатолий Дмитриевич довольно скоро сделал любимой предложение. Они поженились, а в середине пятидесятых на свет появилась их единственная дочь Елена, тоже ставшая актрисой.

Актер

12 стульев (1976)

Еще студентом Папанова заметили ярчайшие театральные режиссеры. Талантливого ученика после обучения ждали в МХАТе и Малом театре. Получал он и другие предложения. Однако сразу после дипломного
спектакля вместе с супругой махнул в Литву, правда прожил там совсем не долго.

Из другой союзной республики уже в самом конце сороковых актера буквально вырвал режиссер Театра Сатиры Андрей Гончаров, предложив и ему, и его супруге места в труппе театра. И Папановы согласились.

Тем не менее для Папанова, за которым охотились многие режиссеры, не оказалось главных ролей в театре. Первую значительную он сыграл по чистой случайности — когда центральный актер внезапно ушел на больничный. Зато после этого его, наконец, рассмотрели. Еще через три года театральная столица стала ходить не просто в театр Сатиры, а непременно — «на Папанова».

Одиннадцать надежд (1975)

Ясно, что самобытного мэтра часто звали и в кино. В результате на его счету около сотни кинофильмов, но почему мы видим его только в ролях второго плана? Дело в том, что Папанов… боялся камеры!

Режиссеры вспоминают, что талантливый артист, так щедро дарящий свое мастерство на подмостках, просто впадал в оцепенение на съемочной площадке. Его жесты становились скованными, куда-то девалась привычная для зрителя фирменная папановская пластика, мимика оставалась неподвижна…

У него было, пожалуй только две роли, которые запомнились зрителю и в полной мере раскрыли его талант. Одна из них — незабываемый Лелик из «Бриллиантовой руки». Над смешным и неуклюжим злодеем хохотал весь СССР, а фразочки Папанова разобрали на цитаты.

Второй фильм показал знаменитого комика с другой стороны — в «Холодном лете 53-го» Анатолий Дмитриевич выступил как глубокий драматический артист, но аплодисментов в свой адрес и теплых слов критиков и зрителей услышать так и не успел…

Август в 1987 году выдался на удивление жарким. Уставший артист, измотанный солнцепеком, пришел домой и встал под холодный душ. Случайный спазм вполне здорового сердца остановил жизнь знаменитого артиста.

Потом его вдова расскажет, что Папанова можно было спасти — если бы кто-то был дома и вовремя вызвал «скорую», сердце, вероятнее всего, удалось бы завести. Но по роковой случайности он оказался дома один.

Хромой жених

Правда, эти упражнения Анатолию Папанову пришлось делать до самой смерти. В институте же Папанов не только избавился от трости, но и встретил свою будущую жену, Надежду Каратаеву. Интересно, что Каратаева, как пишет в своей книге «Нежность» биограф Федор Раззаков, ушла на фронт тоже в первые дни Великой Отечественной войны. После окончания курсов медсестер, Надежда Юрьевна работала в санитарном поезде, который расформировали в 1943 году. Вследствие этого Каратаеву отпустили обратно в Москву для продолжения учебы. Дело в том, что девушка поступила в ГИТИС еще летом 1941 года. Списки поступивших вывесили как раз 22 июня, поэтому учебу пришлось отложить.

В институте Надежда Каратаева впервые увидела Анатолий Папанова с тростью в руке. Тогда он еще сильно хромал. Одет Анатолий был в линялую гимнастерку, потому как никакой другой одежды у него не было. Даже мать Каратаевой, увидев такого потрепанного жизнью жениха, отнеслась к выбору дочери настороженно, заявив: «Толя, наверное, хороший парень, но больно уж некрасивый». Однако Надежде удалось убедить мать в том, что далеко не все актеры должны быть красавцами, к тому же Анатолий очень талантливый. После Дня Победы, в мае 1945 года, молодые сыграли свадьбу. Они прожили вместе до 1987 года, когда Анатолия Дмитриевича не стало.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector