Что необходимо для развития воображения в детском возрасте
Помогаем ребенку развивать фантазию и воображение
Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет — его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.
Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми — все это помогает им эмоционально развиваться.
Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.
С чего начать родителям
Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?
- Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Не обязательно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия.
- Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Поучительные рассказы могут быть короткими, но они должны заинтересовать и привлечь внимание.
- Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.
- Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
- Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.
Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.
Как развивать воображение у детей
Воображение можно развивать в любом возрасте, но время его интенсивного развития – от 5 до 15 лет. В зависимости от возраста эта психическая функция может меняться. На его развитие влияют игры ребенка, его продуктивная деятельность, чтение, программа, по которой он обучается и даже личность педагога. Воображение у ребенка пробуждается примерно в 3 года.
Развитие воображения 2,5-3 года
Воображение ребенка начинает «просыпаться» не раньше 2,5 лет, когда происходит выделение личностного «Я» малыша, он понимает, что отделен от окружающего мира. В этом возрасте происходит разделение воображения на 2 вида.
1. Аффективное воображение возникает тогда, когда появляются противоречия между теми образами, которые сложились в голове у ребенка и той реальностью, в которой он живет. Когда не получается справиться с этими противоречиями, растет внутреннее напряжение, появляются страхи и тревоги. Аффективное воображение помогает справиться с ними. Малыш проигрывает свои переживания и так постепенно избавляется от страха.
2. Познавательное воображение. При помощи него малыш достраивает и уточняет свою картину мира. Он может выстроить целостные образы явлений или событий. Ребенок, используя игрушки, разыгрывает знакомые ему действия и уже продумывает все возможные варианты.
Деятельность малыша опирается на знакомые предметы, например, ребенок использует палочку, как ложку, которой кормит мишку. Но первое время замысел ребенка неустойчивый, если он отвлечется, легко может забыть, какой предмет что изображает. Дети в раннем дошкольном возрасте чаще сначала делают, а уже потом думают, они не умеют планировать деятельность: он нарисовал каракули на листе бумаги, и только в процессе решил, что это будет. Часто дети дают фантастические объяснения тем или иным явлениям, т.к. пока не знают действительность.
Чтобы развивать воображение в этом возрасте, постарайтесь обогащать его жизненный опыт. Чем больше впечатлений и эмоций у ребенка, тем лучше. Вы можете сходить на прогулку в лес или к берегу озера, посетить концерты или детские представления, путешествовать. Новые впечатления можно получить и дома: попробовать новое блюдо или фрукт, познакомиться с новым ароматом, разнообразить тактильные ощущения (потрогали бархатную бумагу, погладили мех).
Еще один способ – чтение. В этом возрасте оно может уже стать приятным ритуалом. Договоритесь, когда вы будете читать книжки. Многие дети предпочитают слушать сказки перед сном. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз.
Можно поиграть с ним в эти игры, развивающие воображение:
1. Веселая прогулка. Вы идете с малышом в садик или вышли на прогулку. Начните что-то придумывать. Например, вы увидели, как по дороге бежит собака или кошка. Старайтесь вместе представить, куда она бежит, что будет потом делать. Или же на дереве сидят и каркают вороны. Предложите ребенку «озвучить» их разговор. Что они говорят, о чем хотят сообщить. Можно разглядывать облака и подумать над тем, на что они похожи. Это упражнение поможет развить и речь ребенка, сделает его более наблюдательным.
2. Угадай, кто это. Эта веселая игра очень нравится всем детям. Попробуйте изобразить зайчика, медведя или любое другое животное. Ребенок должен угадать, кого вы показали. Потом наступает очередь взрослого отгадывать. Малыш изображает, а вы пытаетесь понять, что это за зверь.
3. Волшебная клякса. Ребенок берет лист бумаги, выбирает свой любимый цвет и ставит в середине листа большую кляксу. Потом нужно аккуратно согнуть листок пополам. Когда вы его развернете, получится необычная картинка. Малыш должен придумать, на что это похоже, дорисовать какие-то детали, чтобы рисунок получился завершенным.
4. Подарки от волшебной феи. Из цветного картона необходимо вырезать фигурки разного размера и формы, сложить их в коробку. Расскажите ребенку сказку о том, как фея приготовила лесным зверятам подарки. Но появился злой волшебник и все их заколдовал. Ребенок должен догадаться, что за игрушки принесла фея. Так, кружок мог быть мячиком, а квадрат – кубиком. Играя в эту игру, вы не только развиваете воображение ребенка, но и повторяете формы и цвета.
Занятия с детьми 4-5 лет
В этом возрасте ребенок усваивает правила поведения, принятые в обществе нормы, укрепляется его «Я». Фантазии могут возникать не только спонтанно. Сначала появляется замысел, потом ребенок его реализует. Он начинает пользоваться репродуктивным воображением, т.е. хочет воспроизводить реальность такой, какая она есть. В это время происходит буйный рост словесной формы воображения.
Страхов в 4-5 лет становится меньше, и аффективное воображение используется реже, только после перенесения травмы. Например, он недавно лежал в больнице после операции и после этого оперировал свою игрушку.
Что же касается познавательного воображения, то оно активно развивается в ролевой игре. Способствуют этому и рисование, конструирование, лепка. Вы можете вместе сочинять истории, ребенок должен создавать свои сюжеты и персонажей. Можно поиграть в игры, развивающие воображение:
1. Сказка наоборот. Попросите ребенка изменить сюжет сказки так, чтобы она получилась шиворот-навыворот. Для начала сами расскажите одну такую сказку, а потом предложите ему переделать любую знакомую историю. Или же просто изменить один из сюжетов сказки, рассказав ее по-новому. Например, Золушка не теряла туфлю. Как ее еще мог найти принц?
2. Продолжи рисунок. Нарисуйте 7 кругов одинакового размера или любые другие фигуры. Попросите дорисовать картинку, но так, чтобы получились разные изображения.
3. Загадочный зверь. Придумайте слово и объясните ребенку, то так зовут одно необычное животное. Попросите его представить, как выглядит этот зверь, и нарисовать его, а потом сочинить про него историю. Пусть малыш расскажет, где он живет, чем питается, что любит делать и т.д.
Как развивать воображение у детей 6-7 лет
Старший дошкольник не только осваивает образцы поведения, но и начинает отходить от стандартов, использовать их для того, чтобы выдумывать что-то новое. У ребенка начинает формироваться замысел, способный удерживать внимание несколько дней. Чтобы фантазия начала работать, иногда достаточно посмотреть фильм, увидеть картинку или же услышать сюжет из книги.
В этот период ребенок может сам придумать игру, подобрать для нее место действия, наделив себя и друзей какими-то ролями. Однако действия и сюжет игры могут постоянно меняться, если сами участники этого захотят. У общей идеи появляются какие-то детали, а любой внешний фактор может стать стимулом для появления новых героев или сюжетов. Если в 3 года дети играют не дольше 10-15 минут, в 4-5 лет – около 50 минут, до в 6 лет они могут увлечься игрой на несколько часов или дней.
Это самое подходящее время для закладывания базы развития творческого мышления, ребенок учится мыслить нестандартно. Развитие воображения происходит также, как и предыдущие годы: знакомство с окружающим миром, искусством, чтение книг, соответствующих возрасту. Дети играют, рисуют, лепят, конструируют.
Играйте с детьми в игры, развивающие воображение:
1. Новая жизнь. Дети уже знают, как используются те или иные предметы. Попросите их рассказать, как еще можно применять эти вещи в быту. Можете дать им в руки зубную щетку или карандаш, бутылку из-под сока и другие знакомые с детства предметы.
2. История вещи. Попросите ребенка выбрать предмет и рассказать историю от его имени. Это могут быть приключения игрушки, камешка, который вы нашли у дороги, шарфа и т.д.
3. Чего на свете не бывает. Приготовьте карандаши, фломастеры и попросите ребенка придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После того, как он закончит рисунок, его нужно обсудить.
Развитие воображения у младших школьников
Дети младшего школьного возраста учатся управлять своим воображением, контролировать этот процесс. Учеба помогает развить воссоздающее воображение, т.к. чтобы освоить учебный материал, нужно постоянно представлять то, о чем говорит педагог. Но, к сожалению, развитию творческого воображения уделяется не так много времени. Младший школьный возраст является самым лучшим периодом для этого. У ребенка уже имеется опыт, развита память, занятия должны проводиться в обязательном порядке, а иначе можно упустить благоприятный момент.
Кроме знакомых нам способов развития воображения, можно использовать новые. Пусть дети расскажут об эмоциях и чувствах, а потом попытаются выразить их через рисунок или при помощи музыки. Можно заняться словесным рисованием, попробовать нарисовать музыку, характер персонажа или настроение произведения.
Стоит научить их видеть причинно-следственные отношения, определять причину происшествий, попросить выстроить логическую цепочку между двумя событиями, которые, как кажется, никак не связаны между собой. Полезно создавать ассоциативные цепочки, придумывать синонимы и антонимы к словам.
Как развивать воображение:
1. Сочинять истории. Педагог или родитель может предложить тему или же картинку, по которой ребенок должен придумать сказку или историю. Можно сочинять продолжения сказок.
2. Импровизация. В занятии может участвовать брат или сестра, или же приглашенный в гости ребенок. Выбираются 2 сказочных персонажа, не связанных между собой. Дети должны сыграть их роли, сами придумывая сюжет. Взрослый дает только задание: телефонный разговор или сценка.
3. Интересная история. Взрослый придумывает 2 предложения, не связанных по смыслу, а ребенок должен сочинить рассказ и включить в него эти предложения. Например, дается заготовка: «Папа утром опоздал на работу» и «поэтому мы решили украсить елку». А дети должны придумать рассказ, в котором оба предложения смотрелись бы гармонично.
Как мы видим, развитие воображения – это не скучный процесс, а интересная и увлекательная игра. Занимайтесь со своими детьми, читайте им книжки, придумывайте истории, и сможете вырастить успешного человека.
Этапы и приемы развития воображения ребенка
Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.
Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?
Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.
Слушание сказок и рассказов
Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:
- В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях;
- Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт;
- При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления;
- Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.
Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.
Детские развивающие игры
Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:
- с использованием предметов
- с применением картинок и иллюстраций
- словесные
Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»
Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.
Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.
Творческие занятия
У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.
Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.
Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.
Этапы развития воображения
Выделяют следующие возрастные этапы развития воображения:
Воображение в 0-3 года
Воображение зарождается в возрасте полутора-двух лет, когда малыш начинает узнавать знакомые предметы на картинках. Его воображение имеет пассивный процесс, не создаёт каких-либо новых образов.
Начальные формы воображения в раннем возрасте формируются на основе обобщения игровых действий и предметов. Кроме того, ребёнок 2-3 лет осваивает новый способ игры – использует предметы-заместители. Сама по себе игра с замещением предполагает наличие воображения, ребёнок осознанно выбирает предметы и проговаривает игровые действия. Таким образом, перед поступлением в детский сад ребёнок уже обладает зачатками творческих элементов.
Воображение в 3-4 года
Развитие воображения у детей раннего дошкольного возраста происходит посредством становления словесных форм воображения.
В 3 года потребность в игре для ребёнка становится самостоятельной, однако поддержка и помощь взрослого ещё необходимы. Дошкольник подражает действиям взрослых и на основе этого развивается самостоятельное творчество с опорой на знакомые предметы и ситуации.
Показатели развитого воображения на этом этапе: разнообразность игровых сюжетов, самостоятельность в использовании предметов-заместителей, оригинальность замещений действий в игре. В этом возрасте появляется аффективный вид воображения, когда ребёнок начинает осознавать свою отдельность от других людей. Итак, воображение в младшем дошкольном возрасте приобретает самостоятельный характер.
Воображение в 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте всё чаще проявляются творческие проявления в игре, творческой деятельности, рассказах. Дети начинают мечтать, представлять свою будущую профессию, семью, дом.
Воображение остаётся непроизвольным и возникает в основном как эмоциональный отклик, но уже представляет собой интеллектуальную деятельность. Создание образов базируется не только на знакомых образах и явлениях, но и на словесных представлениях. Хоть ребёнок на этом этапе ещё не способен управлять воображением, он может представлять эмоциональные состояния других людей, развивается эмпатия.
Воображение в 6-7 лет
Развитие воображения старших дошкольников приобретает активный характер.
Фантазия проявляется при чтении, просмотре фильмов, картинок, в разговоре. Появляется замысел, который может удерживать внимание ребёнка на несколько дней.
Старшие дошкольники самостоятельно придумывают игры, устанавливают правила, распределяют роли. При этом сюжет и другие составляющие игры часто меняются при влиянии других решений. Предшкольный возраст – период, когда закладываются осознанные мечты, укрепляется база для становления творческого мышления, нестандартности решений.
Что такое воображение?
Воображение — это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально не существующих объектов и явлений. Воображение также помогает управлять выдуманными объектами или явлениями, создавая для них ситуации.
Воображение ребенка дошкольного возраста, как правило, воссоздающее, при котором образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, во время прослушивания музыки или просмотра картинок. Вот почему дети так любят слушать сказки, а затем с удовольствием читают их сами. Следующим уровнем является творческое воображение детей, подразумевающее создание новых, ранее не встречавшихся образов. Дошколята сами начинают придумывать сказки или рассказы с участием совершенно нереальных персонажей.
Как развивать воображение у подростка
Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.
В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.
«Врагом» в этот период станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.
Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:
- Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
- Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
- Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.
Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.
Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.