5 признаков того, что ребенку пора менять школу
Бывает так, что ребенок сам хочет поменять школу, и тогда все проще, тогда трудности адоптации пережить легче. Но, как правило, смена школы происходит по инициативе родителей. Иногда это объективные причины — семья переезжает, иногда субъективные — родителям кажется, что новая школа гораздо лучше старой. Если при этом мнение ребенка и спрашивают, то его голос не становится решающим. Решают все равно родители.
Но для ребенка переход в новую школу — трудное дело. Родителям может очень не нравиться школа, из которой они его забирают, но ребенок-то привык к ней. И если для родителей важнее всего уровень образования, квалификация учителей, то для ребенка — отношение с ровесниками, с одноклассниками, с детьми из соседних классов. Очень часто шок и стресс ребенка связаны не с тем, что в новой школе другие учителя, не с новыми учебными требованиями, а с тем, что здесь он поначалу для одноклассников никто, его не ценят, не понимают, не принимают в свою компанию, у него нет здесь друзей. Иначе говоря, он выпадает из социального контекста. А чтобы ребенок в новый контекст врос, пустил, так сказать, корни — требуется время.
Родители с самого начала должны понимать: переход в новую школу — это не одномоментное действие, а длительный процесс. В лучшем случае адаптация занимает от полутора до трех месяцев. А в тяжелом случае — от полугода до года. У ребенка в старой школе может остаться лучший друг или лучшая подруга, с которыми проводили много времени, и нет никакой возможности эти связи сохранить: например, семья переехала в другой город. Общение в соцсетях — не выход, детям необходимо живое общение. Когда оно разрывается, ребенок переживает дополнительный стресс (помимо обычных трудностей адаптации). Ребенок имеет право горевать, это абсолютно нормально. К этому его гореванию родители должны относиться предельно серьезно, фразы «ну ничего, найдешь тут себе новых друзей» могут лишь подлить масла в огонь.
Любимый друг или любимый хороший учитель, классный руководитель или предметник, или даже просто привычная дорога до школы — это все может быть точками привязки, которые придется постепенно «отпускать». Если родители были инициаторами перехода, то радости со стороны ребенка ждать не стоит. Если обошлось без явного протеста, без пассивно-агрессивного поведения — это уже хорошо. И вообще учитывайте, что плюсы перехода в новую школу — плюсы, очевидные для взрослых — ребенок, скорее всего, оценит очень нескоро, если вообще оценит, а вот минусы ему гораздо заметнее, чем вам. Это ведь не вы, а он вынужден находиться там шесть дней в неделю по несколько часов. Учитывайте и то, что не обо всех этих минусах ребенок вам расскажет.
Плохие оценки
Если ребёнок сильно отстаёт по программе, приносит домой лишь двойки и тройки, вполне вероятно, что ему нужен индивидуальный подход. Это вовсе не означает, что школьник глупый или ленивый. Просто требуется комфортный темп, возможность выбирать учителя и отсутствие стресса — этого можно достичь в том числе и переходом на семейное образование.
Можно ли поменять школу перед 1 сентября. Опыт одной мамы
Вы сходили на августовское родительское собрание и поняли, что вам не нравится учительница. Или школа. Что делать?
Спокойно, вы точно можете успеть перевести ребенка. Ольга Золоткова за несколько дней до 1 сентября перевела своего сына-второклассника в новую школу, подробно изучила вопрос и дает пошаговую инструкцию.
Возможно ли вообще в августе сменить школу?
Согласно части 1 статьи 61 закона 237-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» вы можете поменять в школу в любой момент.
Не торопитесь. Еще раз подумайте.
Если не понравилась учительница, можно перейти в другой класс. Это трудно, потому что классы перед началом учебного года укомплектованы, но попробовать можно. Запишитесь на прием к директору и объясните ему ситуацию — может быть, место в другом классе найдется.
Если вы все же решили менять школу, вот пошаговая инструкция:
Проведите семейный совет
Соберитесь всей семьей и обсудите новую информацию. Отдельно обсудите этот шаг с ребенком, узнайте, что он думает. Объясните ему причины и последствия смены школы.
Ребенок может быть против новой школы из-за старых приятелей в нынешней. Вам придется учесть его позицию. Большинство детей на вопрос «зачем ты ходишь в школу» отвечают: «чтобы общаться с друзьями». Проводить огромную часть жизни в школе предстоит ребенку, а не вам — поэтому его мнение важно.
Если вы вместе все же решили менять школу, сразу продумайте логистику: как ребенок будет туда добираться, кто его будет забирать, как это согласуется с занятостью взрослых, не слишком ли много времени будет занимать дорога.
Выберите другую школу
Самое сложное. Особенно если учесть, что времени на выбор почти нет. Сначала ответьте на вопрос, чего вы хотите от нового учебного заведения.
В престижных школах и гимназиях в августе почти всегда нет свободных мест. Если есть — вероятно, придется сдавать вступительные экзамены (они могут называться тестами, но все равно это экзамены). В частных и элитных школах часто требуют денежный взнос под видом добровольной помощи.
Для старшеклассников бывает трудно переходить в школу с углубленным изучением предметов — приходится много заниматься, чтобы подтянуть уровень, это дополнительные расходы на репетитора.
Договоритесь с новой школой
Узнайте, есть ли в выбранной школе свободные места — эта информация обычно есть на сайте, но лучше договариваться о встрече и все узнавать лично.
Обсудите с директором вашу ситуацию. Получите у него письмо-подтверждение, что вашего ребенка точно туда примут.
Заранее познакомьтесь с будущей учительницей вашего ребенка — от нее зависит, комфортно ли ему будет на новом месте.
Если мест нет — пусть дадут письменный отказ.
5 веселых игр для тренировки усидчивости (скоро в школу!)
Заберите документы из старой школы
Написать заявление об отчислении можно на сайте госуслуги или лично. Школа в течение трех дней напечатает приказ об отчислении и выдаст личное дело, медицинскую карту и справку об обучении. На деле этот шаг занимает минут 15.
Администрация школы должна быть уверена, что не отпускает ребенка в никуда, поэтому может попросить вас предоставить письмо-подтверждение из предыдущего пункта — о том, что другая школа готова принять ребенка.
Подайте документы в новую школу
Этот шаг вам знаком. Пишете заявление о приеме, отдаете личное дело и фото ребенка, заполняете договор. Заявление принимают на сайте госуслуги. В течение трех дней новая школа издаст приказ о зачислении, вы с ним должны ознакомиться.
Забрали документы из старой школы, а в новую не попали — что делать?
Срочно обращайтесь в департамент (управление) образования (вам пригодится письменный отказ, свидетельствующий о том, что в желаемой школе нет свободных мест)! Вам предложат варианты школ. Правда, они могут не совпасть с вашими предпочтениями.
В любом случае, без школы ребенок точно не останется. В России есть обязательное среднее образование, и ребенку обязаны предоставить место в школе.
5 признаков, что вашему ребёнку давно пора сменить школу на колледж (и это не страшно!)
- Навигатор дополнительного образования (1)
- Читаем по программе (1)
- О школьном сайте (2)
- Памятки (5)
- Важное (4)
- Оздоровительная кампания (67)
- Воспитание (9)
- Новое в образовании (3)
- Альтернатива (5)
- Начальная школа (14)
- Старшая школа (10)
- Отношения (7)
- Деньги (7)
- О чём пишут учёные (6)
- О чём говорят педагоги (11)
- Безопасность (3)
- Медицина (1)
- Полезные советы (23)
- Крик души (7)
- Что говорят психологи (7)
- А что говорят дети (2)
5 признаков, что вашему ребёнку давно пора сменить школу на колледж (и это не страшно!)
Свернуть с проторенного пути «школа — вуз — работа» может быть страшно. Вам. И возможно, именно это мешает вам увидеть, что в жизни вашего ребёнка нужно что-то менять. Мы не настаиваем — просто подумайте об этом.
1. Он уже решил, кем хочет стать. И готов начать прямо сейчас, а не ждать выпускного в 11-м
Если ребёнок хочет, например, научиться шить тряпичных кукол для театральных представлений (и уже знает, что такое выкройка и бейка), не заставляйте его ждать окончания школы. Особенно если в профессии, которая ему нравится, нужно много работать руками. Потому что всё то время, пока он будет учиться до 11 класса, поступать в универ и получать «какую-нибудь нормальную профессию», он мог бы практиковаться в любимом деле. В колледжах учат куче интересных профессий — например, можно стать художником-мультипликатором, бутафором или инкрустатором.
«Я с детства мечтала о театре. Когда в 9 классе поняла, что уже не могу выносить этой монотонной учёбы, нашла специальность художника по гриму в колледже и загорелась. Ведь это самая близкая специальность к театру, актёрам и непосредственно к самому действию.
Гримёр — это та самая профессия, которая может быть непостоянной. Есть много подработок, проектов. Ко второму курсу мне довелось уже поработать в театре, на мероприятиях в клубах, детских спектаклях, пару раз работала выездным визажистом для вечеров».
Полина Сухорукова, учится на художника по гриму (10 интересных профессий, которым учат в колледже)
2. Ему скучно. А про ЕГЭ уже снятся кошмары
Если ваша школа из тех, где суть обучения сводится к тому, чтобы сносно сдать сначала ОГЭ, а потом ЕГЭ, способному ребёнку быстро станет скучно. Если ничему не учат, а только натаскивают на повторяющиеся задания — какая это школа. В этом случае в колледже точно будет интереснее. Там не будет бесполезных домашек в виде переписывания параграфа из учебника в тетрадь. К школьным предметам добавляются практические занятия, поэтому тратить время на бессмысленные вещи просто жалко. За два года ребёнок не просто подготовится к ЕГЭ, но и научится чему-нибудь полезному. А может быть, и найдёт дело всей жизни.
«Восьмой и девятый класс — это был настоящий кошмар для всех. Дети забыли свои имена, перестали понимать себя и идентифицировать свои интересы. С восьмого класса они занимались только подготовкой к ОГЭ. Никаких поездок, тематических вечеров, квестов и флешмобов. Классный руководитель был очень занят. Ни о каком самоопределении и речи не было.
Мы решили уйти из школы в педагогический колледж. И мне кажется, это самое мудрое родительское решение из всех, которые я когда-либо принимала. И да, для меня оно было непростым. Ведь я, как и большинство родителей, придерживалась схемы: школа-вуз-хорошая работа. Но в нашем случае она оказалась ошибочной».
3. Он хочет перестать материально зависеть от вас. А вы только рады
В большинстве вузов первые два года студенты изучают базовые предметы и теорию. А в колледже они с первых дней учатся практическим вещам: шьют, стоят за станками, сваривают металлические конструкции. Это очень полезно, если ребёнку важна независимость или в семье трудности с деньгами — между прочим, рабочие профессии могут быть очень прибыльными. Ещё до выпуска студенты могут подрабатывать подмастерьями и помощниками по своей специальности. Если уйти в колледж после 9 класса, то уже через четыре года можно освоить профессию (а бывшие одноклассники будут где-то на втором курсе университета, изучать занудную философию).
«У меня был друг, с которым мы познакомились, когда нам было по 16 лет. Он оканчивал школу и готовился поступать в Бауманку, а я в этот момент был на первом курсе училища. И вот этот друг ужасно понтовался: «Я поступаю в топовый вуз, а ты гниёшь в шараге с лохами!». Иногда он давал мне советы: «Да бросай ты это всё и поступай в университет. Ведь ты же будешь всю жизнь щи лаптем хлебать!».
В итоге он поступил на какую-то крутую специальность и окончил с неплохими оценками. А недавно позвонил и спросил, нет ли у меня какой-нибудь работы для него. И с одной стороны, хотелось позлорадствовать — ведь в нём было столько желчи перед поступлением. А с другой — грустно это всё. Друга и его однокурсников пять лет учили тихо сидеть на одном месте, и большинство из них отправились работать в безликих офисах. А у меня сейчас своя мастерская».
4. Он плохо учится. Потому что не понимает, зачем ему это всё
То есть в школу ходить не хочет, прогуливает и перебивается редкими тройками. И вы уже пробовали нанимать репетиторов, мотивировать серьёзными беседами и даже платить за оценки, но это всё не работает. Причин тут может быть много, это значит, что ребёнок не тянет. У него могут быть плохие отношения с учителями или одноклассниками. Может, ему не хватает способностей, а может — мотивации и понимания, зачем ему вообще ходить в школу. В таком случае можно попробовать изменить обстановку.
Поговорите с ребёнком и попытайтесь понять, какая профессия ему интересна. Возможно, он может начать учиться этому уже сейчас. Колледж — это новые люди, больше самостоятельности и меньше бесполезных уроков. Если ребёнка увлечёт новая специальность, он станет чаще посещать занятия и больше стараться. Ну а если нет — в любом случае у него появится новый шанс доказать, на что он способен. И это легче делать подальше от людей, которые уже записали его в вечные двоечники.
«Профориентировать подростка — занятие малополезное. Подросток — это человек, на взгляды которого огромное влияние оказывает окружение. Он уже точно знает, что быть экономистом хорошо, а инженером — чуть хуже (или наоборот).
Самое главное — объяснить: если ты (условно) слесарь и без тебя не может жить некоторое сообщество людей, — то это отличная профессия. Надо просто стараться и делать свою работу с удовольствием. Лучше стать хорошим слесарем, чем фиговым юристом».
5. Он хочет учиться за рубежом. И даже выучил английский
Необязательно ждать окончания школы, чтобы уехать учиться в другую страну. В зарубежный колледж поступить проще, чем в вуз, а учёба стоит дешевле. Во многих странах для поступления достаточно аттестата о законченном среднем образовании и сертификата по английскому языку. Где-то нужно подождать до 18 лет, но на Кипре, например, в колледжи берут уже с 15, а в Голландии и Ирландии — с 16. А через два-три года уже можно получить диплом колледжа и остаться работать по профессии в другой стране. Продолжить обучение в вузе тоже никто не мешает — с международным дипломом колледжа поступить будет даже проще.
Мы с женой разошлись, когда дочери было десять. После этого я задумался о репатриации в Израиль. Моя дочь Ксюша тоже имела право уехать, и я показал ей программу НААЛЕ, по которой дети с еврейскими корнями могут поехать в Израиль, получить там гражданство и окончить школу. Через три дня она уже решила, что очень хочет ехать. Мама сомневалась, но не отговаривала. Дочь усердно готовилась. За пять месяцев выучила английский язык почти с нуля. И поступила в школу под Тель-Авивом.
Сейчас Ксюша живёт в общежитии на территории школы. Вокруг парк с беседками и вай-фаем. Их кормят, выдают стипендию, а взамен просят хорошо учиться и соблюдать минимум правил. Неподалёку от Тель-Авива живут наши друзья, Ксюша ездит к ним на выходные. Она говорит, что совершенно счастлива».
6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно
Смена школы — серьёзное решение. И очень часто стресс для ребёнка. Все боятся изменений. Даже если школа совсем не устраивает — ни ребёнка, ни вас, мы всё равно не решаемся её сменить и боимся, что ребёнку станет только хуже. Но иногда менять школу действительно нужно, а страхи напрасны. О том, когда стоит задуматься о другой школе, — психолог Ирина Беляева.
Родители пытаются найти «свою» школу. Чтобы место, где проводишь большую часть времени 11 лет, было комфортным, делало ребёнка умнее и счастливее. Если ребёнок в школе несчастлив, если там откровенно скучно или школа вообще стала просто опасным для жизни и здоровья местом. Что тогда? Тогда школу можно и нужно менять.
Самое опасное думать, что «ненавидеть школу — нормально», «дети и учителя везде одинаковы» или «всё это нужно пережить». Опасно, потому что нет ничего, что человек «просто переживает». Из опыта детства формируется наша личность, наш характер и наше будущее. И оставляя ребёнка в ненавистном ему месте, вы вряд ли «закалите его характер». Скорее, наоборот: научите покорности и неуверенности в себе. Да, мы с вами как-то выросли, но у наших родителей зачастую просто было не из чего выбирать.
Конечно, не стоит бежать забирать документы, как только ребёнок громко объявил о своей ненависти к школе. Возможно, сегодня просто неудачный день. Или двойка. Или ещё что-то. Но в некоторых случаях о смене школы стоит задуматься. И не только когда вы переехали в отдалённый район и ребёнку приходится полтора часа добираться на электричке до школы.
Когда школу нужно менять
1. Ребёнок вообще ничем не интересуется
Ничем не увлекается, совсем перестал играть (а в младшем школьном возрасте — это очень важно), отказывается от новых впечатлений (поездок, походов, игр), замыкается в себе, жалуется на головную боль. Тут нужно поговорить с учителем, а иногда и с психологом, чтобы понять, насколько школьная программа, обстановка или коллектив подходят вашему ребёнку. На этом пункте многие родители наверняка скажут: «Скучно, ничего не интересно — точно про моего!». Но не спешите с выводами. Возможно, ребёнку не интересно то, что кажется важным именно вам, зато есть море других «неважных» увлечений (по вашему мнению).
2. Ему всё легко даётся, а на уроках он откровенно скучает
Ваш сын или дочь — отличник, у него всё получается, его любят учителя, всё делается одной левой. Можно просто порадоваться, но иногда стоит спросить себя и ребёнка: а есть ли в учёбе хоть какой-то вызов, может ли ваш ребёнок реализовать в этой школе свой потенциал? Всё-таки развитие происходит на грани того, что мы умеем и не умеем. Возможно, стоит найти школу подходящего уровня. Но не раньше средней школы. В начальной школе детям важно чувствовать себя компетентными и не испытывать стресс из-за оценок.
3. Методы преподавания учителя (иногда жёсткие) не подходят ребёнку
Некоторым детям тяжело учиться у педагога с жёстким стилем работы. Чувствительные дети начинают тревожиться, а это только тормозит обучение. Кажется, что ответственным детям только помогает излишняя строгость: они вскакивают по ночам, вспомнив, что не сделали домашнее задание, и переживают из-за школьных обязанностей. При этом теряют всякий интерес (ведь мотивация одна — избежать негатива) и зарабатывают невроз, бессонницу и стойкое неприятие учёбы. В основе интеллектуального развития должны лежать психологическая безопасность и доверие, а не замечания в дневнике и вызовы к директору.
4. В школе слишком сложно учиться. И ребёнок чувствует себя неудачником
Трудная программа, неподходящий профиль обучения (ребёнок силён в языках, а вы его отдали в математическую школу), ему интереснее то, что преподают за пределами школы (спорт, искусство). Если человек постоянно думает, что у него что-то не получается или получается хуже, чем у всех, формируется выученная беспомощность. В какой-то момент мы просто говорим себе: «Мне не дано, я не буду и пробовать».
5. Над ребёнком все смеются и даже издеваются
Издевательства, унижения, высмеивания — прямая угроза для психики детей. Причём не только тех, кто был жертвой, но и тех, кто был свидетелем или инициатором. При малейших признаках буллинга (бойкот, обзывательства) — нужно вмешаться. Вы же не будете смотреть, как ребёнок перебегает автостраду в надежде, что «как-нибудь обойдётся». А если нет?
6 важных фактов о травле в школе, которые лучше знать родителям
Если кажется, что учителя или администрация школы не относятся к проблеме серьёзно, а ребёнок страдает — срочно забирайте его из школы. Главное, не думать, что в других школах будет точно так же — эта мысль ставит вас в один лагерь с теми, кто издевался над ребёнком или игнорировал проблему, считая, что «жертва сама виновата». В других школах будет точно по-другому.
6. В школе все с айфонами последний модели — а вы не можете такого позволить
Ценности школы не соответствуют ценностям вашей семьи. Есть гимназии, в которых дети мамы-одиночки с зарплатой библиотекаря и наследники директоров больших корпораций сидят за одной партой и никаких проблем нет. Даже если одни отдыхают на Барбадосе, а другие — на даче в Комарово. Важно, какие ценности транслирует сама школа. Если «белые люди» лишь математики, а способность ребёнка стоять на одной руке, цитируя Шекспира, вызывает саркастические усмешки, — стоит задуматься, а не ошиблись ли вы дверью.
Чего чаще всего боятся (напрасно) родители, когда думают о смене школы
Ребёнок банально не сможет найти новых друзей. Да, отношения с бывшими одноклассниками чаще всего рвутся. Снова нужно проходить стадию оценивания, искать своё место в классе. Умение построить взаимоотношения с людьми — важный навык в жизни, если вы не планируете просидеть десять лет в одной школе, потом пять лет в одном вузе и дальше до конца жизни — в одном научно-исследовательском институте. И как можно научиться быстро выстраивать новые отношения, если десять лет проводишь в одном и том же коллективе, с одним и тем же главным хулиганом или ботаном. Смена школы — повод наконец избавиться от всех ярлыков, навешенных в пятом классе, и получить навыки коммуникации.
Будут новые учителя, с которыми ребёнок не поладит. К учителям предыдущей школы мы долго притирались, привыкали к их требованиям. Они знали нашего ребёнка несколько лет. А что будет в новой? Вдруг попадётся какой-нибудь плохой учитель? Да, и так бывает, но хороших педагогов всё-таки больше, чем плохих. Поверьте.
Придётся попрощаться со статусом отличника. Это тоже может быть, но иногда нужно и важно попробовать свои силы в новом месте. Все опасения связаны с боязнью изменений и появлением новых людей, правил, знаний. Тут родителям может помочь одна простая мысль: вся жизнь — это изменения и адаптация к новому. А умение узнавать новое — это как раз та самая учёба, которая длится всю жизнь. В новых обстоятельствах родители не должны бросать ребёнка и просто отойти в сторонку — нужно, наоборот, бережно помогать и всегда поддерживать.
Чем помочь своему ребёнку, когда он перешёл (или собирается перейти) в новую школу
1. Обсудите с ребёнком, что хорошего его ждёт в новой школе
Возможно, в новой школе и не будет розовых единорогов, но, скорее всего, там будет пара-тройка ребят, которые разделят интересы вашего ребёнка. А ещё там отличная химическая лаборатория и классная баскетбольная площадка! Обсудите это с ребёнком.
2. Не забудьте погрустить о том, с чем расстаётесь
И даже если школа была не такой, как нам хотелось бы, всегда найдётся то, о чём погрустить и с чем попрощаться. Будь то один любимый учитель, кружок робототехники или каникулы каждую шестую неделю.
3. Организуйте «знакомство» с новой школой
Сходите вместе с ребёнком в школу на какое-нибудь открытое мероприятие или день открытых дверей. Погуляйте вокруг школы, присмотрите кафе рядом, где можно будет перекусить после школы с друзьями. Идти в школу будет уже не так страшно.
4. Попросите учителей или учеников помочь первое время
Спросите, можно ли организовать ребёнку экскурсию. Поговорите с будущим классным руководителем, как лучше представить ребёнка классу. Учитель тоже заинтересован в том, чтобы адаптация новичков проходила быстро. Возможно, стоит сделать презентацию об увлечениях ребёнка или принести пару-тройку важных для него предметов, которые бы рассказали о его интересах. Здорово, если в школе дети помогают новичкам на первых порах.
«Мам, мы опаздываем! Где мои носки?»: 9 советов, как избежать стресса утром перед учёбой
Мои дети меняли школу несколько раз. Когда мы переехали в середине учебного года в США, были приятно удивлены, увидев на двери классов плакаты «добро пожаловать» на русском языке. А в их первый день в школе всё утро посвятили рассказам о России.
5. Спрашивайте ребёнка про новую школу: как там всё устроено, что получается, а что нет, как зовут одноклассников
Не фокусируйтесь на учёбе и академических достижениях, даже если отметки сначала поползут вниз. Обязательно находите время, чтобы обсудить школьный день, открытия и разочарования. Спрашивайте, как зовут одноклассников, что они любят и не любят, с кем бы хотелось подружиться, что сегодня было на переменах. Поговорите о стиле преподавания учителей, какие у них привычки и особенности.
6. Первое время помогайте ребёнку собираться в школу (если он позволяет)
Встречают по одёжке, поэтому в первое время хорошо бы помочь ребёнку последить за внешним видом. Нет, не нужно скупать дорогую брендовую одежду. А просто помочь аккуратно уложить волосы, последить, чтобы брюки были не мятые, а рюкзак не порван.
7. Расспросите знакомых (и знакомых знакомых), не учился/учится ли кто-нибудь в этой школе
Может, тут учился кто-то из друзей. Или работал сосед Иван Петрович. Они могли бы поделиться впечатлениями, дать какие-то советы. Это поможет снизить градус тревоги. И ваш, и ребёнка. Особенно если отзывы хорошие. А если нет — тоже повод ещё раз подумать.
8. Познакомьтесь с родителями и учителями, можно даже устроить поездку классом
Можно отпроситься с работы, чтобы съездить с ребёнком и его новыми одноклассниками в «Эрмитаж». Зачем? Одно дело без конца слушать рассказы про абстрактных Сидорова и Кукушкину, а совсем другое — представлять себе вполне конкретную смешливую кареглазую шестиклассницу или долговязого подростка в больших наушниках и синей чёлкой.
Главное, поймите: если вас и вашего ребёнка что-то серьёзно не устраивает в школе — можно всё изменить. Гимназии и лицеи, хоумскулинг и школы-интернаты, дворовая школа вашего детства и инновационное учебное заведение, которое открылось на другом конце города, — что-то вам точно подойдёт. Ну а если нет — всегда можно создать свою школу. Так тоже можно.
Наиболее распространенные проблемы в школах
Любой родитель может, не задумываясь, назвать десяток недостатков школы, в которой учится его/её ребенок. Далеко не все из них являются достаточно весомым основанием для перевода ученика. С другой стороны, некоторые проблемы могут показаться несущественными, хотя в реальности представляют куда большую опасность. Мы попробовали сформулировать общее, универсальное правило для таких случаев:
«Менять школу необходимо в тех случаях, когда это будет лучшее решение для ребенка»
Чаще всего это требуется, когда в школе есть из раза в раз повторяющиеся, системные проблемы, которые долго или затруднительно решать на «местном» уровне». Попробуем разобраться на примере наиболее распространенных причин:
1. Переезд, смена места жительства
Одной из самых частых причин смены школы является переезд семьи. В одних случаях место жительства меняется в пределах города или даже района. Но если семья перебирается в другой город или страну, то перевестись придется.
И конечно, если вы переехали в соседний дом, менять школу совершенно не обязательно. Более того, в некоторых ситуациях имеет смысл остаться в прежней школе, даже если время на дорогу значительно увеличится. Логичнее всего будет сравнить условия в прежнем учебном заведении, с возможными школами неподалеку.
Еще одним хорошим вариантом будет дистанционное обучение. Программа в таких школах изначально рассчитана на индивидуальные потребности и график каждого ученика, особенно хорошо это подойдет тем семьям, где работа родителей связана с частыми переездами.
2. Низкое качество образования
В школе могут быть сколько угодно приемлемые условия, но если она не дает достаточных знаний своим ученикам, то она не выполняет свою функцию. Бывают случаи, когда в школе работает один педагог, который «не тянет», мало уделяет внимания детям (либо вашему ребенку в частности), должным образом не доносит информацию ученикам. Если он такой один, то обычно есть возможность сменить преподавателя либо перевести ученика в другую группу/класс.
Но случаются и ситуации, когда такой возможности попросту нет. Администрация не идет навстречу родителям, другого преподавателя этого предмета в школе просто нет, а обивать пороги местного отдела по вопросам образования у работающих родителей просто не хватает времени. Такое положение дел в самой школе выглядит достаточно безальтернативным.
Однако наиболее распространенной ситуацией является та, где подобными недостатками обладает сразу несколько учителей. В результате ученик может исправно выполнять все требования преподавателей, но иметь значительные пробелы по школьной программе. Решить такую ситуацию репетиторством достаточно сложно: предметов много, частные уроки стоят денег, для наверстывания программы нужны постоянные занятия. Такие повторяющиеся проблемы еще иногда называют систематическими, именно они являются кричащей потребностью сменить школу.
Если проблема с одним преподавателем – её можно попробовать решить. Если проблема повторяется сразу по нескольким предметам, а администрация не идет навстречу родителям – нужно решать вопрос выбором новой школы.
3. Нездоровая атмосфера в коллективе, буллинг
В нашем блоге есть отдельная статья, где подробно расписывается такое явление, как буллинг (травля), рассматриваются его негативное влияние не только на успеваемость ребенка, но и на формирование личности. В украинских школах, по данным ЮНЕСКО, около 90 % учеников сталкивались с буллингом, когда 50 % становились жертвами травли со стороны других детей и преподавателей.
Нездоровая атмосфера в школьном коллективе, постоянная подавленность, агрессия учеников и учителей, травля – это симптомы организационных проблем в самой школе. Другими словами, администрация и учителя не могут справиться с вверенной им задачей, не в состоянии поддерживать дисциплину и условия. Такая проблема обычно одна не приходит, если администрация и учителя смотрят сквозь пальцы на проблемы учеников, очень скоро появятся тревожные сигналы и в других сферах (качество образования, материальнотехническая база).
Об этой проблеме стали гораздо громче говорить в последнее время. Несмотря на это остаются ситуации, когда преподаватели и администрация лишь разводят руками: «Ваш ребенок не ладит с другими», «он конфликтный», «он не контактный», «самый слабый, не может постоять за себя». Увы, в большинстве случаев это отговорки, попытка переложить ответственность за упущения учебного заведения на плечи родителей.
Подведем итог:
Проблему социализации ребенка, безусловно, нужно решать. Этим должны заниматься как родители, так и представители учебного заведения (включая классного руководителя и психолога). Если школьная администрация и учителя не идут навстречу в этом вопросе, решать проблему с травлей ученика приходится самостоятельно – это серьезное основание для перевода в другую школу.
4. Плохие условия для ученика
Материальное обеспечение и условия в отечественных школах – это обычно можно объективно измерить. Отапливаются ли помещения зимой, какое состояние школьных учебников, парт, стульев, санузлов, что есть в медпункте – все это достаточно важные факторы. Если дети вынуждены заниматься в верхней одежде, не имеют возможности нормально питаться, а санузел представляет собой ночной кошмар санэпидемстанции, то что-то с финансированием и распределением средств не в порядке.
Помимо базовых потребностей, есть еще и вопрос укомплектованности компьютерного класса, кабинетов физики и химии, оснащения для занятий физкультурой. Даже если в учебном заведении работает «звездный состав» педагогов, но после окончания школы ребенок, кроме знаний, получит еще впечатляющий букет из гастрита, слабого иммунитета, гайморита и множество перенесенных вирусов – это плохой вариант.
Помните, сегодня существует возможность получить качественное образование дистанционно. В таких условиях все преимущества приведенной в примере школы не в состоянии перевесить её недостатков. Тут важно отметить, что общими усилиями родители могут немного скорректировать ситуацию (хотя далеко не все родители в классе смогут поддержать такой шаг делом, а не словом), но это дополнительные расходы.
Подведем итог:
Если в школе системная проблема с финансированием, не хватает даже самого необходимого, стоит задуматься о смене учебного заведения. Далеко не все такие вопросы можно и нужно решать дополнительным финансированием со стороны родителей. Увы, часто подобное является результатом неверного распределения средств.
5. Медицинские показания
В некоторых случаях врачи не рекомендуют дневную форму обучения в обычной общеобразовательной школе. В зависимости от конкретного случая ребенку может требоваться постоянное внимание специалиста или особые условия. Здесь не так много можно обсуждать, здоровье есть здоровье.
Для всех подобных случаев сегодня есть возможность получить все знания удаленно. В школе «Оптима» – одной из лучших дистанционных форм образования в Украине, наши ученики могут получить первоклассное образование, ни разу не посетив здание школы в Киеве, сдать все контрольные и ДПА (государственную итоговую аттестацию) удаленно.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что каждая ситуация уникальна: в школе могут быть друзья, поддерживающий ребенка учитель, родственники в преподавательском составе или администрации и др. Но даже в таких случаях негативные факторы могут быть куда более весомыми, чем возможные преимущества.
Откладывание принятия решения, ожидание «удобного момента» для смены школы (например, каникул или нового учебного года) часто оборачивается простой потерей времени, единственного невосполнимого ресурса родителей и детей.
Гипотеза 5. Ребенок привык к безусловной поддержке и вниманию.
В школе много детей, и значимые взрослые не всегда оказываются рядом. Можно обратиться к народным сказкам, например: у осиротевших девочек были куколки-помощницы от мамы. Эту мудрость вполне можно применить для ребенка (в психологии используют термин «переходный объект») — это может быть игрушка, амулет или какой-нибудь другой небольшой предмет, который поможет чаду ощущать вашу поддержку вдали от дома. Так, в стрессовых для него ситуациях в школе можно будет достать этот переходный объект и сосредоточиться на нем, вспомнить все добрые слова, которые говорили дома, «отогреться» — это дает силы двигаться дальше и справляться с вызовами, которые ребенок учится преодолевать в одиночку.
Эти гипотезы, конечно, не являются исчерпывающими. Каждая ситуация индивидуальна, но, пожалуй, ключевыми пунктами все равно будут: проверка фактов; эмоциональная поддержка; поиск альтернатив, если школьный опыт для ребенка пока невыносим.