Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: 5 советов
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: 5 важных советов
Ещё немного — и ваш милый, в идеально выутюженном костюме первокласник будет стоять с букетом цветов, чуть ли не ростом с него, на первой в его жизни школьной линейке. Но готов ли он к этому событию? Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Адукар выделил пять главных советов, которые помогут родителям в этом.
Готовьтесь к школе заранее
Часто родители, вспомнив о том, что через год их ребёнку нужно идти в школу, ищут курсы подготовки. С одной стороны, это правильное решение: будущему первокласснику дадут базовые знания, с которыми он проще адаптируется к умственным нагрузкам в школе. С другой стороны, необходимо внимательнее выбирать подготовительные курсы: они иногда дают и обратный эффект. Ребёнок может испугаться и запротестовать, ведь до 6−7 лет детей лучше обучать в игровой форме, а не сажать его за парту раньше времени. Поэтому задолго до школы посетите курсы с авторскими игровыми методами обучения, где у ребёнка не отобьют всякий интерес к школе.
И не менее важный момент: научите ребёнка быть общительным, дисциплинированным и внимательным. Объясните правила поведения в школе и для чего ему вообще нужно ходить туда каждый день. Это облегчит его адаптацию к школе и поможет учиться. В детской ИТ-школе Адукар ребёнка как раз учат работе в команде, дисциплине и терпению.
1 сентября — это семейный праздник
Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в школе, у него должно быть к ней позитивное отношение. Стоит понимать, что изменение режима дня, учебные нагрузки и новая роль в первое время будут вызывать у первоклассника переживания и чувство неуверенности. Поэтому не требуйте от ребёнка многого, а помогите справиться с этими чувствами: хвалите за успехи, морально поддерживайте. Научите его соблюдать режим дня, собирать портфель к школе. Следите за выполнением домашних заданий, а чтобы подогревать интерес, устраивайте соревнования по выученной теме.
Но не уходите совсем в игру: ребёнок должен понять, что он уже взрослый и у него новая значимая социальная роль. Положительные эмоции принесёт празднование 1 сентября как семейного торжества: тогда школа будет ассоциироваться с чем-то радостным и интересным.
Помогите ребёнку завести друзей Если ваш ребёнок стеснительный, скованный, помогите ему завести друзей. Ведь признание в классе — залог хорошей учёбы. Пригласите его потенциальных друзей к вам в гости или на прогулку: детям будет проще найти общий язык в неформальной обстановке. И даже если изначально у перво классника будет не ладиться с учёбой, то встречи с друзьями будут дополнительным стимулом пойти в школу.
Интересуйтесь школьной жизнью
Расспрашивайте о том, как проходит школьный день, что нравится ребёнку или не нравится. Пока у него мало опыта, помогайте ему разбираться в своих чувствах и находить правильный выход из ситуаций, которые будут возникать в классе. Ведь школьная жизнь — новый этап социальных отношений, где не будет рядом воспитателя и родителей, а большинство решений нужно принимать самому.
Не падайте духом
У всех первоклассников разная скорость адаптации и восприятия материала. Поэтому если у вашего ребёнка проблемы с успеваемостью, то не упрекайте его. Плохие отметки в начальных классах не клеймо на всю жизнь. Если успеваемость хромает, а в остальном перед вами весёлый активный школьник, то помогите ему подтянуть знания. Занимайтесь с ним после уроков или наймите репетитора.
Если же каждый день вы видите море слёз, плохие отметки и ярый протест против школы, то стоит задуматься о помощи детского психолога. Чтобы специалист нашёл проблему и помог её разрешить. Ведь школа, в отличие от садика, — обязательный этап в жизни любого человека. И важно, чтобы школьные годы оставили только хорошие воспоминания и надёжный запас знаний.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте , Instagram , Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.
Поддержите своего ребенка
У ребенка начинается новая жизнь, где все для него новое: новый коллектив, где ему необходимо найти друзей, новый ритм и новые требования – нужно адаптироваться к расписанию уроков, научиться прилежно сидеть во время занятий за партой и слушать учителя.
Сталкиваясь с множеством незнакомого, первоклассник испытывает стресс. И здесь без поддержки родителей ему не обойтись. Поэтому задача родителей – проявить внимание и любовь. Забирая ребенка после уроков, спрашивайте, какое у него настроение и как прошел его день в школе. Интересуйтесь, что ему понравилось, с кем он подружился, что новое узнал. Любите ребенка, и эта любовь даст ему базу для развития и придаст уверенности в себе.
Как помочь ребенку?
- В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
- Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
- Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
- Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
- Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
- Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
Внимание и умение выполнять инструкции
В первой четверти большое внимание уделяется процессу адаптации — в расписании первоклассников меньше уроков и идут они 35 минут вместо 45. За пару месяцев детям предстоит познакомиться с учителем и одноклассниками, научиться соблюдать правила и удерживать внимание.
Источник
Посмотрите, как ребенок выполняет инструкции из нескольких шагов. Если он может запомнить каждый этап, скорее всего, он будет успевать за учителем и классом. Но тренировка не будет лишней. Почаще давайте простые задания, например, купить хлеб в магазине или отнести соседке по даче бутылку молока, почистить овощи или убрать посуду в посудомойку. Будьте рядом, но не выполняйте поручения за ребенка.
Не хочу в школу!
В первые месяцы обучения, отмечает Юлия Шандрак, ребёнок может устраивать бунты по поводу ранних подъёмов. Может категорически отказываться ходить в школу.
«Каждый случай индивидуален. Первые, кто должны помогать в таких случаях, — это родители и классный руководитель, затем можно подключить педагога-психолога для выяснения причины нежелания посещать школу. Родителям, чьим детям сложно адаптироваться, нужно вести себя терпимо: не кричать, не унижать ребёнка и уж тем более не бить. В нашей школе любой родитель может обратиться за квалифицированной помощью педагога-психолога».
В последнее время, отмечает Юлия Шандрак, в школу чаще стали приходить дети со статусом «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Многие родители боятся подтверждать и продлять его.
«Это не совсем правильно. Когда ребёнок в силу своих возможностей не успевает за остальными учениками, он испытывает колоссальные сложности и стресс. А если ещё родители начинают на него давить, ребёнок очень часто «ломается», протестует, может проявлять агрессию. Некоторые мамы и папы при рекомендации получить статус ОВЗ начинают «бегать» по другим школам во избежание его получения. Они не понимают, что тем самым не решают проблему ребёнка, а лишь усугубляют её», — уверена Юлия Шандрак.
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.
Советы родителям
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.