Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кому нужны «особые образовательные потребности»: детям или их родителям?

Особые образовательные потребности — это что такое?

Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

Кому нужны «особые образовательные потребности»: детям или их родителям?

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка.

Статья:

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих, свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:

  • в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
  • выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные;
  • большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями;
  • может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
  • в начале обучения, при выявленной необходимости , наряду с посещением класса, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
  • периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
  • необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации;
  • необходима специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
  • в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
  • необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
  • необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
  • ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
  • ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене , в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
  • ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
  • необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
  • педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
  • необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
  • для социального развития ребёнка необходимо использовать существующие у него избирательные способности;
  • процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
  • ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Читать еще:  Совершенно неиллюзорная опасность спиннеров для маленьких детей. Прочтите и расскажите другим

Заимствование термина

Особые образовательные потребности – это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном проблемам образования и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде.

В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

Дневник с ежиками

Добиться открытия ресурсного класса можно, уверяет Анна. Но инициатива должна исходить от самих родителей. Только они могут со всей ответственностью решить, что их ребенку необходима именно инклюзивная форма образования.

Важно помнить, что начинать процесс необходимо сильно заранее. Создание ресурсного класса — дело затратное. Только его оборудование обходится примерно в миллион рублей. А еще надо предусмотреть деньги на зарплату учителю и тьюторам — по количеству детей. То есть необходимо действовать так, чтобы бюджет успел подверстаться под эти потребности. В комитете по образованию говорят, что для создания ресурсного класса в среднем требуется год-полтора.

— Хорошо, что в школах Петербурга создаются новые ресурсные классы, — заключает Анна. — Это значит, что таких детей, как Алиса, начинает принимать общество, обращать внимание на особые образовательные потребности, говорить о проблемах аутизма, а не отводить глаза, если вдруг ребенок начинает кружиться на месте в танце со своей рукой или слишком радоваться тому, что у продавца в магазине милая брошка.

Алиса счастлива. Любуется самостоятельно выбранным дневником с ежиками, спит в купленных к школе часах, зачеркивает на календаре дни, оставшиеся до 1 сентября. И точно знает, как отметит первый день в роли ученицы — вечером пойдет с мамой в кафе есть любимый борщ.

Читать еще:  Покупка стульчика и ходунков для ребенка старше шести месяцев

Нелли Федорова, экс-директор школы №81, создатель одного из первых ресурсных классов в Петербурге:

— Мы начинали три года назад и основывались прежде всего на опыте московских коллег. В основе работы ресурсного класса лежит система прикладного поведенческого анализа. Найти специалистов, которые владеют этой методикой, было самым сложным на первых порах. Но нам повезло. Собралась замечательная команда: великолепные тьюторы, отличный учитель, высокопрофессиональный психолог.

В первый год пришли два ребенка — очень разные. Они сразу же были включены в общение с другими учениками. Дети их легко приняли, сами приходили в ресурсную зону, чтобы поиграть с ними. И вскоре мы увидели результаты: ученики ресурсного класса стали спокойнее, перестали реагировать криком на любую неожиданность, смогли посещать некоторые уроки. Дело в том, что для детей с аутизмом общение — невероятно важно. Мышление и речь взаимосвязаны. Когда ребенок — даже с тяжелым психологическим расстройством — находится в среде сверстников, когда с ним нормально общаются, вовлекают в игру, он начинает по-другому воспринимать мир и дает такую динамику, какая в коррекционной школе, мне кажется, невозможна.

Все у нас получилось. Опыт показал, что ничего невероятного в организации такой формы обучения нет. Что нужно для создания ресурсного класса? Время, деньги, кадры и, конечно, желание. Да, непросто. Но каков результат! Я захожу в школьную столовую, смотрю на детей и определяю учеников с аутизмом только по тому, что рядом с ними тьюторы. Прекрасно же! Это и есть настоящая инклюзия.

Как получить помощь своему ребенку

Первые годы жизни вашего ребенка — очень важное время для его физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития. Когда врач или патронажная сестра проводят плановый осмотр, они могут предположить, что возникла проблема. Если у вас есть собственные опасения, немедленно обратитесь за советом.

Читать еще:  Детский иммунитет и разумное использование лекарственных средств

Вам следует спросить классного руководителя вашего ребенка, человека в школе, ответственного за помощь детям с особыми образовательными потребностями, или директора. Вы можете спросить их:

  • В школе думают, что у вашего ребенка проблемы
  • Ваш ребенок может работать на том же уровне, что и другие его сверстники
  • Ваш ребенок уже получает дополнительную помощь
  • Вы можете помочь своему сыну

Если школа признает, что у вашего ребенка есть особые потребности в некоторых областях, они будут использовать протокол для хорошего ухода. Идентификация и координация с другими профессионалами важны, чтобы иметь возможность определить, действительно ли ребенок имеет SEN.

Ответы на основные вопросы

ВопросОтветВыдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ?ПМПК.«….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида?МСЭ«Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)

Видео: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС

Таким образом, появление термина «особые образовательные потребности» говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.

По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления.

Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью.

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector