Ученые доказали: ребенок наследует интеллект от матери
Интеллект — способность мозга обрабатывать поступающую информацию. К интеллекту относится логика, память, обучаемость, креативность, умение распознавать эмоции, планировать и решать проблемы.
Важно понимать, что это не отдельный навык, а комбинация когнитивных и психологических процессов, которая позволяет человеку приспособиться к окружающей среде. Например, школьник учит параграф, чтобы получить хорошую оценку на уроке, или врач, столкнувшись со сложным случаем, перечитывает и анализирует информацию, чтобы вылечить пациента — всё это проявления интеллекта.
Различают также эмоциональный интеллект (EI) — способность человека понимать эмоции, мотивы и желания других людей. Этот параметр был введен потому, что традиционные тесты на интеллект не оценивали способность человека взаимодействовать с другими людьми.
Роль генов
Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.
По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.
Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.
Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.
Еще один интеллект
Помимо классического понятия «умственного интеллекта», т.е. IQ, выделяют еще эмоциональный интеллект — emotional intelligence (EQ). Это способность четко отслеживать происхождение собственных эмоций, а также управлять ими. Но это еще не все — самым важным аспектом EQ является умение считывать эмоции других. Проявление сочувствия, эмпатия, способность понимать, что переживает другой человек — вот показатель высокого эмоционального развития. Оба вида интеллекта начинают развиваться еще в детстве, а совершенствуются в течение всей жизни. В любом возрасте можно не только начать изучать новые дисциплины, но и учиться правильно проявлять эмоции, понимать других.
Ученые доказали: ребенок наследует интеллект от матери
Согласно исследованиям европейских ученых, за уровень интеллекта у ребенка отвечает X-хромосома. Ввиду того, что ДНК женщины состоит из двадцати двух пар Х-хромосом, вероятнее всего, развитые когнитивные способности ребенок наследует именно от матери.
Ученые обнаружили так называемые «условные гены», поведение которых отличается в зависимости от происхождения. Так, если ребенок наследовал их от матери, они функционируют, как и положено. Но если тот же самый ген был передан хромосомой отца, то он дезактивируется.
Ученые вводили дополнительные дозы материнских генов мышам. У грызунов вырастала большая голова, а тело оставалось маленьким. Объем мозга также превышал норму. При введении дополнительной дозы генов отца ситуация повторялась с точностью наоборот: мозг и голова оставались маленькими, а тело увеличивалось до нестандартных размеров.
В ходе исследования специалистам удалось идентифицировать клетки, содержащие только материнские или отеческие гены, в шести частях мозга мышей – зонах, отвечающих за различные когнитивные функции, например, память или пищевые привычки.
Клетки, содержащие отеческие гены, скапливались в лимбической системе (комплексе нервных структур, ответственных за эмоциональное поведение) и регулировали половую функцию, чувство голода и выражение агрессии. В то время как в коре головного мозга, отвечающей за такие когнитивные функции, как рассуждение, мышление, языковые навыки и способность к планированию, следов отеческих генов не было обнаружено.
Понимая, что люди все-таки отличаются от мышей, ученые из Глазго решили провести свое исследование, максимально приближенное к человеку. Базируясь на данных, полученных при изучении мышей, они проводили опросы среди 12686 молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Принимая во внимание такие факторы как образование, расовая принадлежность и социально-экономический статус участников, ученые пришли к выводу, что единственно верным фактором, предопределяющим уровень интеллекта у ребенка, является IQ матери. Тем не менее, специалисты допускают, что ум и интеллект человека лишь на 40-60% зависят от генетики, остальное определяет среда, в которой он живет.
Но и в оставшихся процентах мама играет немаловажную роль. По мнению ученых из Вашингтонского университета, чем прочнее эмоциональная связь между матерью и ребенком, тем активнее растут некоторые части его мозга. Такие выводы были сделаны в ходе семилетнего анализа участников фокус-группы. У тринадцатилетних подростков, которые с раннего детства ощущали поддержку и любовь матери, гиппокамп (часть обонятельного центра мозга, отвечающая за память, способность к обучению и стрессоустойчивость) был на десять процентов крупнее стандартных показателей.
Крепкая эмоциональная связь с матерью дает ребенку необходимое чувство безопасности. Любовь и внимание мамы помогают детям обрести уверенность, научиться принимать важные решения и раскрыть свой потенциал.
Подкорка от родителей
Множество исследований, проведенных в различные годы, позволяют определить, что от родителей передаются преимущественно те умственные способности, которые отвечают за базовые навыки. В результате родительские гены предопределяют развитие именно глубинных структур головного мозга. Что касается коры больших полушарий, то ее функционирование зависит от умственных способностей родителей в меньшей степени.
Дело в том, что развитие коры больших полушарий происходит преимущественно под влиянием окружающей среды. В результате у родителей даже с достаточно низким уровнем IQ может вырасти просто гениальный ребенок. Для этого необходимо уделять его развитию достаточно сил и времени, а также оказывать содействие в обучении.
Человеческий мозг — настоящая загадка для ученых, поэтому сказать что-либо со стопроцентной уверенностью нельзя.
Серьезный эксперимент
Для того чтобы доказать наличие подобной связи, исследователям пришлось провести достаточно крупные обследования. Для этого им потребовалось, начиная с 1994 года, протестировать около 13 тысяч людей в возрасте от 14 до 22 лет. Эксперимент проводился ежегодно, в результате чего исследователям удалось доказать, что уровень интеллекта у ребенка в большей степени наследуется именно от матери.
Полученные данные смогли показать четкую связь между уровнем IQ у женщин и у их детей. При этом эксперимент был проведен без учета уровня образования и социального достатка людей. Это позволило сделать его максимально точным и информативным.
Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.
Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.
Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.