Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удивительный ребенок. Он поразил маму, папу и акушеров, едва родившись

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 69

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

¦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

¦ создавать условия для правильного развития ребенка;

¦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

1.1

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

1.2

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

1.3

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

1.4

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

1.5

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Читать еще:  Совершенно неиллюзорная опасность спиннеров для маленьких детей. Прочтите и расскажите другим

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

1.6

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

1.7

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Почему он так себя ведет?

Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.

Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).

Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.

Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.

Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.

У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.

Анютины глазки

В моменты наивысшей нежности муж с упоением шепчет тебе на ушко: «У нашей дочери будут твои голубые, как весеннее небо, глаза». Если при этом твой супруг обладатель карих очей, тебе придется его расстроить: вероятность рождения у вас светлоглазого малыша ничтожно мала. Дело в том, что гены бывают рецессивными или доминантными. В данном случае темный цвет радужки – сильный, а голубой, впрочем как серый и зеленый, – слабенький, который сдается под мощным напором первого. Ваши шансы произвести на свет голубоглазку приравниваются к 25%, черноокую красотку – к 75%. Зато, если у твоего мужа, как и у тебя, радужная оболочка голубая, у вас никогда не получится ребенок с темными очами. А вот двух кареглазых родителей может ожидать сюрприз: есть 25% вероятности того, что кроха поразит маму с папой неожиданным голубым цветом глаз.

Читать еще:  Вредит ли ваш ранний выход из декрета вашему ребенку?

Хотелось провалиться сквозь землю

Но хуже было, когда на другом празднике он заглянул под юбку аниматору и громко охарактеризовал всё увиденное. Звучало это так:

– Мама, а почему тётя без трусов? У неё что, денег нет? Давай дадим ей денежек на трусы! Или отдадим ей твои, у тебя много!

Я попыталась провалиться сквозь землю, но не получилось. Мои чувства прекрасно разделяла и актриса, которая пришла на праздник без нижнего белья.

В следующий раз Саша тихонечко вскрыл все подарки маленького именинника и в часть из них засунул вырванные из горшков комнатные растения.

– Подарки приятнее с цветами получать, – пояснил он в ответ на мои вопросы.

На детские дни рождения нас приглашать тоже перестали.

Вероятности и закономерности

Степень похожести ребенка на одного из родителей – это не только внешние признаки. Девочка, напоминающая лицом свою доминантную маму, может обладать папиным характером, его походкой и даже унаследовать аналогичный вид почерка. Ученые из Лестерского университета, Великобритания, еще в конце прошлого века провели серию многолетних исследований и установили некоторые удивительные закономерности. От отца к сыну в 87% случаев через Y-хромосому передаются все имеющиеся заболевания сердечно-сосудистой системы и психиатрические отклонения шизоидных форм.

Через эту же хромосому и сыновья и дочери получают от отца возможности высокого роста, если они имелись у этого родителя. Интеллект от отца передается только дочери, и то – наполовину. Сыновья умственные способности от своего родителя совсем не наследуют, а вот аномалии развития – «волчью пасть», «заячью губу», карликовость – в 55% случаев. Сын от матери получает ее интеллектуальные и другие, например творческие способности, которые эта женщина, в свою очередь (возможно в 77%) унаследовала от отца. Поэтому закономерность того, что внук талантливого деда по материнской линии окажется на него похож и будет обладать его способностями – вероятно до 65%.

Цитаты великих людей о детях

Рождение ребенка – это возможность снова погрузиться в детство. Вы только подумайте, после появления малыша вы вместе будете делать первые шаги и произносить первые слова, вы снова пойдете первый раз в первый класс, снова вернетесь на выпускной бал. Быть родителями, разве это не прекрасно?!

Прочитайте цитаты великих людей о детях и выберите тот, который подходит для вашего статуса во вконтакте, одноклассниках и других социальных сетях.

Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. (Антуан де Сент Экзюпери)

Когда у Сент Экзюпери спросили: «Стоит ли баловать детей?», он ответил: «Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали. (Д. Болдуин)

Все дети мира плачут на одном языке. (Л. Леонов)

Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе. (В. Сухомлинский)

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Лабрюйер)

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. (В. М. Гюго)

Не знаю ничего красивей
Достойной матери счастливой
С ребенком малым на руках.
(Т. Г. Шевченко)

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. (Антон Чехов)

Без детей нельзя было бы так любить человечество. (Федор Достоевский)

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор. (Марк Твен)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. (Лев Толстой)

Большинство из нас становятся родителями, не перестав быть детьми. (Миньон Маклофлин)

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. (А. Макаренко)

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми. (Жан Поль Рихтер)

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. (Эстер Селсдон)

Читать еще:  В этой больнице нашли оригинальный способ поднять настроение детям перед операцией

Основные правила поведения родителей с первым ребенком при рождении второго

1. Разрешать ребенку плохо говорить о братике или сестричке

Например, «Я его ненавижу», «Я никогда с ним дружить не буду», «Я с ним делиться не буду», «Он меня раздражает».

Таким образом он выражает свои чувства. А судя по испорченному поведению, чувствует он себя в этот период плохо.

Помогите ребенку осознать его чувства:

— «Я тебя понимаю. Ты расстроен, что тебе меньше уделяют внимание, что мама все время возится с малышом».

— «На твоем месте я чувствовал бы то же самое. Тебе обидно, кажется, что про тебя забыли».

— «От тебя стали требовать больше».

Озвучьте вслух его желания:

— «Ты не хочешь, чтобы она жила с нами. Ты хотел бы по прежнему быть единственным ребенком».

— «Тебе бы хотелось, чтобы мы спрашивали разрешение прежде, чем давать твои игрушки сестре/брату».

Научите направлять свой гнев в правильное русло:

— «Не применяй силу, скажи сестре, что ты не готов поделиться».

— «Ты в ярости, но попробуй объясниться с братом без оскорблений».

Расскажите, что когда он был маленьким, родители тоже проводили дни и ночи у его кроватки.

Это необходимо, потому что маленький еще ничего не умеет, и только мама и папа смогут о нем позаботиться.

Однажды, когда я укладывала Мишу на дневной сон, он мне так и сказал: «Мама, я расстроен, потому что ты Никите уделяешь много времени, я тогда думаю, что ты меня не любишь»….

Мне в этот момент самой захотелось плакать.

2. По желанию привлекать к уходу за младшим

Привлекать, просить, но не заставлять. Это делает ребенка значимым и полезным, а мы все подсознательно к этому стремимся.

Наш Миша, к примеру, выкидывал использованные подгузники и качал братика в кроватке. Потом с гордостью говорил «Я вообще отличный помощник!».

Есть важный момент: если разница в возрасте маленькая, оставлять их одних в комнате нельзя.

Никаких «посмотри за братиком, я в душ». Особенно надолго. Помните: старший еще охвачен смешанными чувствами и пока не понял, хорошо ли иметь братика. Мне рассказывали случаи, когда дети клали подушку на голову младенцам, пока те лежали в кроватке.

3. Уделять время старшему

Быть с ним вдвоем: играть, читать книги, обсуждать дела. Пусть недолго, но каждый день.

Предупредить родственников и друзей о ревности. И попросить при встречах немного умерить свои восторги и сюсюканья перед младшим, уделить больше внимания старшему.

Этим вы избавите своего старшего ребенка от боли, позаботитесь о его чувствах. Можно даже написать инструкцию бабушкам и дедушкам.

4. Разделение игрушек

С момента появления младшего все небольшие игрушки покупали в двух экземплярах. Два одинаковых шарика, фонарика, машинки и так далее.

Игрушки – это вообще очень тонкая штука для детей. Нельзя забирать игрушки у ребенка: это его сокровища, его валюта.

Ваши действия формируют его отношение к деньгам и устанавливают границы. Если старший уже перерос некоторые игрушки – их без зазрения совести можно отдать младшему. Другими, нужными обоим, придется делиться, играть вместе, меняться.

Мелкие игрушки можно покупать в двух экземплярах. Это сбережет ваши нервы и чувства детей

И закончу я свои советы упражнением, которое предлагают родителям на тренингах по воспитанию, чтобы они могли представить, что же чувствует старший ребенок по отношению к младшему.

Что ваш муж завел вторую жену. Она моложе и милее. Он без конца восхищается ею и говорит, какая она хорошенькая.

Он постоянно сидит рядом с ней, хотя раньше не отходил от вас ни на шаг. Стал требовать, чтобы вы были более самостоятельной. А еще он просит вас делиться с ней своей косметикой и одеждой…..

Этого достаточно, чтобы взрослые хотя бы немного смогли понять чувства старшего ребенка и разобраться в его поведении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector