Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождение второго ребенка: как создать комфортные отношения между сиблингами

Как ведут себя дети при рождении брата или сестры?

Ещё один ребёнок — это всегда стресс для старшего. Особенно остро реагируют сиблинги возрастом 3-5 лет.

Нередко появление младшего члена семьи сопровождается агрессивным поведением, умственным регрессом, заметным, но обратимым. К примеру, ребёнок, давно отвыкший от соски, требует её снова, не хочет воспроизводить слова или фразы, которые уже знает.

Такие проявления вызваны стремлением старшего обратить на себя внимание родителей, показать, что он тоже нуждается в ласке, заботе и любви. В желании избавить сына или дочь от негативных последствий стресса не следует говорить ребёнку, что он старший, большой, не настаивать на соответствующем возрасту поведении. Психоэмоциональное состояние малыша нормализуется, когда он привыкнет к младшему сиблингу.

Если по истечении 2-3 месяцев «симптомы» не исчезают, желательно обратиться к педиатру или детскому психологу. Это критически необходимо, если старший ребёнок пробует навредить новорожденному.

«Ты старший …..в семье!»

Личностные качества и особенности поведения ребенка зависят как от врожденных характеристик, так и от социальной ситуации семьи, состояния родителей на момент рождения, культурных и религиозных особенностей и пр. В связи с этим каждую отдельную историю сиблингов стоит рассматривать индивидуально. Неоспоримо одно — появление нового члена семьи меняет прежние условия жизни.

Старший (теперь уже старший) перестает быть «центром вселенной», пользоваться безраздельным вниманием и любовью родных — и это может стать для него потрясением. Что пугает и тревожит ребенка в предстоящих изменениях? Чаще всего дети не хотят лишиться даже части внимания родителей, хоть и не всегда могут это объяснить. Иногда их беспокоит то, что придется делить свою комнату, игрушки с младшими.

Период ожидания или рождения братика (сестрички) может совпасть с адаптацией ребенка к школе или детскому саду. В таком случае необходимо поддержать его, прояснить возможные страхи, причины конфликтов со сверстниками, т. е. проверить все факторы, влияющие на его состояние.

Особенности воспитания братьев и сестер: сиблинговые отношения

Фото: David Sacks/Getty Images

Целостная система семейных взаимоотношений включает взаимоотношения братьев и сестер (сиблингов) — одни из самых продолжительных и значимых связей в жизни человека. Это довольно сложные, двойственные отношения.

С одной стороны, сиблинги — близкие родственники: они составляют отдельную подсистему семьи, имеют общих родителей, сходные материальные условия жизни и воспитания, общие семейные ценности и традиции, повседневное длительное общение, многочисленные эмоциональные и практические связи между собой.

С другой стороны, сиблинговые отношения — это отношения ребенка с другими детьми. Их своеобразие состоит в том, что у самого ребенка нет возможности выбирать, будет ли у него сиблинг, какого пола, сколько внимания он будет получать от родителей.

Подростковая замкнутость: как поступить родителям?

Об этом и многом другом рассказывает психолог Вероника Петрова на своем YouTube-канале.

«Многие родители предполагают, чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем дружнее они будут. Оптимальная разница — 3-4 года.

Во-первых, в это время должно восстановиться женское здоровье после родов. Во-вторых, как раз в это время происходит известный нам «кризис трех лет», когда ребенок уже начинает отделять себя от матери, становится самостоятельным», — говорит Вероника Петрова.

По словам эксперта, чем меньше разница в возрасте, тем теснее связь между сиблингами. Ссоры могут возникать часто. Причины их, в основном — неподеленные игрушки или пространство.

При большой разнице в возрасте сиблинги, обычно, конфликтуют реже. Но причины для ссор более серьезны, например, разные интересы или нарушенная иерархия.

Что мешает родителям быть в доверительных отношениях с подростком?

Старшие дети

«Исторически сложилось, что старших детей наделяют большой ответственностью. Они становятся продолжателями традиций. Часто они более целеустремленные и консервативные, чем младшие. Защищают честь семьи.

При этом раньше вместе с обязанностями старший ребенок наделялся и особыми правами: правом наследования имущества и титула», — говорит эксперт.

В современном мире появление младших детей не дает старшему никаких преимуществ, а только отнимает родительское внимание, что болезненно воспринимается ребенком.

Поэтому психолог советует выделять старшего не только в контексте ответственности, но и в контексте прав: пусть он выбирает фильм для семейного просмотра, музыку в машине и т.п.

«Дайте старшему ребенку возможность гордиться тем, что он старший, а младшему — видеть, что вместе с ответственностью в жизнь приходит больше свободы выбора», — добавляет Вероника Петрова.

Деструктивные отношения: причины и что делать

Младшие дети

С культурной точки зрения, младший — авантюрист и искатель приключений. Ему не достается семейного наследства и надо устраивать жизнь самому.

С психологической точки зрения, младший ребенок не травмирован изменениями в семейной системе, он приходит к более опытным родителям, ему достается больше тепла.

Но в то же время младшие дети часто бывают менее целеустремленными и дисциплинированными, чем старшие, им сложнее проявлять агрессию.

Средние дети

Средний ребенок впитывает в себя черты и старшего, и младшего. С этим могут быть связаны как и трудности в самоопределении, так и гибкость и дипломатичность, способность найти подход к любому человеку.

Ведь средним детям приходилось учиться ладить со всеми своими сиблингами и выстраивать отношения с ними по разным моделям.

Токсичные родители: типы, признаки, как вести себя с ними

Подробнее о гармоничных отношениях братьев и сестер в семье можете узнать в нижеприведенном видео.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

5 важных вещей для приемных родителей, которые берут в семью сиблингов

Жанна Никулина: «Видеоанкета соединила меня с будущими детьми»

Встреча с братом

Братья

«Для некоторых детей «мама» — больное слово»

Анна Казанцева: «Мы не сможем представить, что пережили дети»

«Это мощное чувство, когда ребенок доверил тебе свою жизнь»: Валентина Архангельская – как взять в семью троих детей

Блог Елены Игнатовской. Адаптация сиблингов. Ожидания и неожиданности

Юлия Канышева: «Братья и сестры должны жить в одной семье»

Анастасия Гуляихина: «Мы всегда хотели большую семью, но не ожидали, что станем родителями 13 детей!»

Сколько детей должно быть в приемной семье: мнения родителей и экспертов

Иногда случается так, что в семью ребенок приходит не один, а в компании брата или сестры – сиблинга

Читать еще:  Что делать, если двухлетний ребёнок часто психует и капризничает?

Может быть так, что семья готова была принять сразу двоих, а то и троих или даже четверых-пятерых детей. Может быть, и другое — наличие еще одного ребенка при принятии становится сюрпризом, но семья соглашается по разным причинам, например, братьев и сестер разлучать негуманно, тогда второго не отдадут.

Чаще так происходит в ситуациях, когда кандидаты ищут ребенка дошкольного или даже младенческого возраста, а старший выступает как необходимое условие для устройства в семью желанного малыша.

К сожалению, такая установка может привести к изначальной нежелательности старшего, его сознательному или подсознательному отторжению. Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова советует: прежде чем принимать решение о нескольких детях, следует очень внимательно поискать место для каждого в своем сердце.

И, если семья понимает, что один из детей не тот, кого хочется принимать, следует подумать над тем, а кто тогда будет выполнять функции принимающего и оберегающего взрослого для этого ребенка? Кто будет контейнировать и позитивно отражать его эмоции?

И есть ли у семьи возможность более взвешенно подойти к этому вопросу — пересмотреть свои предубеждения насчет возраста детей? Например, мы помним, что каким бы большим ни приходил в семью ребенок, ему предстоит регресс, т.е., с ним можно будет общаться как с маленьким.

Также нелишним будет задаться и таким вопросом: «А какой ресурс таит в себе возраст или пол ребенка? Что это может привнести в нашу семью?»

Более подробно с подобными вопросами помогают разбираться специалисты-психологи, как в школе приемных родителей, так и во время выдачи заключения.

Вы также можете получить бесплатную консультацию специалистов фонда «Измени одну жизнь»

Какие важные вещи должны знать будущие приемные родители сиблингов?

1. Уважайте прошлое всех новых членов семьи

Каждый из детей имеет свою историю и свой взгляд на происходящие события. И этот взгляд требует уважения.

Даже если дети жили в одной семье, старший может, например, помнить более ресурсные времена семьи и злиться на младшего за то, что тот злится на кровных родителей. Младший, в свою очередь, застает уже момент полной потери ресурса семьей (т.к. произошла передача ребенка на попечение государства). У него может накопиться больше обиды на родителей.

Для старшего само появление младшего в семье могло быть воспринято как причина ухудшения ситуации, уменьшения финансов и внимания, возложения на него дополнительных обязанностей, ухода одного из родителей из семьи.

Это лишь некоторые примеры, с регулярностью встречающиеся в нашей практике, но главная мысль – у каждого из сиблингов своя история.

И это тоже ресурс- возможность увидеть происходящие в кровной семье с разных точек зрения.

2. Готовьтесь к адаптации каждого ребенка

У ребят разные возраста и, соответственно, в разное время проходят кризисы, поэтому бывает так: тот ребенок, который сейчас пребывает в кризисном, сложном периоде (трехлетка, семилетка, подросток), может вызывать больше негативных чувств у родителей, чем тот, кто сейчас находится в более спокойной фазе.

Но пройдет пара лет, ситуация изменится, и тот, кто приносил меньше всего проблем, вдруг становится совершенно неуправляемым — с ним или с ней тоже случается кризис. Важно не сравнивать детей между собой – с кем сейчас легче, кто хороший, а с кем «всегда одни проблемы».

Все может измениться в любой момент, один ребенок проходит сложный период, а второй пока не готов в него зайти. Но это не значит, что так будет всегда.

У каждого ребенка есть свое время и свой темп проживания и принятия его истории.

3. Снимите со старших детей обязанности взрослых

Еще один момент касается иерархии. Он находит много различных форм и отражений, одно из них такое – в кровной семье, где взрослые с большой долей вероятности не всегда могли быть устойчивыми и крепкими фигурами, именно на старшего ребенка могли быть возложены обязанности по заботе о младших, по их защите ( в том числе и от взрослых), по спасению самих взрослых (вызывать скорую помощь, звать соседей и т.п).

Поэтому такой старший брат или сестра по своему функционалу, а главное, по ощущению себя – взрослый человек. А по сути, это ребенок, который был вынужден справляться с непосильными для него задачами.

Но, тем не менее, ему намного сложнее доверять новым взрослым, ведь он уже имеет опыт того, что взрослые люди сами ненадежные, что им самим требуется помощь. Кроме того, такой ребенок ощущает себя (да и зачастую был им) тем взрослым, который заботился о младшем, а сейчас эту функцию тоже нужно передать, а это не совсем легко сделать.

На этом фоне начинается конкуренция с новыми родителями – кто их них главный, кто взрослый?

Понимание этой реальности и объяснение ребенку того, что ответственность за детей всегда лежит на взрослых, а он может побыть ребенком, снижает градус напряжения.

Важно для каждого ребенка обозначить его место, например: самый любимый старший приемный сын, самая любимая младшая приемная дочь. Подчеркнуть их иерархию друг относительно друга (старший-младший), обозначить, что каждый любим.

По возможности находить хотя бы пять минут в день индивидуального внимания на каждого. Так детям будет понятнее, что есть время для каждого, и не нужно придумывать что-то, чтобы отвлечь внимание родителя.

Читать еще:  Выбор недорого детского планшета

4. Признайте, что к вам пришли «младенцы»

С приемными сиблингами так же происходят и обычные сиблинговые истории: родителям может казаться, что старший как будто бы более приспособлен к жизни, а младшему нужно больше внимания, в то время, когда они оба остро нуждаются в значимых взрослых.

В ситуации приемности это может привести к тому, что старшему отказывают в жизненно важных для него регрессивных моментах (посидеть дома первые годы с родителями, почувствовать, что такое кормление из бутылки, ношение на ручках и т.п), и он начинает активно саботировать взросление и выражать свое несогласие с ситуацией агрессивными способами.

Признание того, что оба ребенка психологически могут быть «младенцами» и оба нуждаются в проживании регресса, помогает пройти через этот период с наименьшими потерями.

5. Научите детей договариваться

Ну и конечно, обычные сиблинговые конфликты никуда не денутся: борьба за ресурсы, внимание родителей, ревность, конкуренция.

Но именно от того, насколько родители готовы посочувствовать и увидеть точку зрения каждого, зависит, что дети их них вынесут — умение договариваться или ощущение несправедливости мира.

Методы исследования

В нашем исследовании мы ставили перед собой цель определить влияние порядка рождения на когнитивное развитие сиблингов, и обнаружить взаимосвязи этой переменной с другими факторами неразделенной среды.

Данное исследование является частью Московского сиблингового исследования и проводится при поддержке гранта РГНФ 06-06-00227а. Исследование включало в себя два этапа.

Первый этап исследования

Выборку составили 113 подростков, каждый из которых имел одного брата или сестру и у которых разница между сиблингами не превышала пяти лет. Возраст испытуемых был от 13 до 17 лет. Средний возраст – 14,9 лет. 39 испытуемых являлись старшими сиблингами, 73 – младшими. Все испытуемые были учащимися 8–11 классов московских школ.

Методы первого этапа исследования. Для диагностики когнитивного развития мы использовали Школьный тест умственного развития (ШТУР-2) [Руководство по работе . , 1996] и Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР) [Руководство по работе . 1995].

Второй этап исследования

Выборка включала в себя 70 полных семей, имеющих двух родных детей в возрасте от 8 до 22 лет. Разница между сиблингами не превышала 6-ти лет. Средний возраст старшего ребенка – 17,7 лет, младшего – 14,5, матери – 43,9, отца – 45,9. Все семьи проживали в Москве или Московской области.

Методы второго этапа исследования. Для определения интеллектуального развития мы использовали тест Векслера. Для сиблингов от 15 лет и старше WAIS – III. Для сиблингов младше 15 лет – WISC [Филимоненко, Тимофеев, 2001].

Для диагностики детско-родительских отношений методику И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» [Марковская, 2006]. В опроснике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) 10 шкал: Требовательность – нетребовательность родителя; Строгость – мягкость родителя; Контроль – автономность по отношению к ребенку; Эмоциональная близость – эмоциональная дистанция ребенка к родителю; Принятие – отвержение ребенка родителем; Сотрудничество – отсутствие сотрудничества; Согласие – несогласие между ребенком и родителем; Последовательность – непоследовательность; Авторитетность родителя; Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.

Давайте детям общие задания, которые лучше выполняются в содружестве. Граздо лучше, если у каждого ребенка будет свое хобби, делайте все для этого.

Существует такой феномен, как сиблинговая позиция – cтратегия поведения индивида по отношению к его братьям или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок. Каждой позиции присущ типичный стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий.

ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обделен родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

СТАРШИЙ РЕБЕНОК в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга, что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

МЛАДШИЙ РЕБЕНОК в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».

Читать еще:  Как хранить материнское молоко

СРЕДНИЙ РЕБЕНОК в семье — наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.

В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением личностной идентичности, вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.

Детство – удивительная пора, в которую приятно возвращается в своей памяти, когда ты уже взрослый. И нам нужно сделать все возможное, что бы история про Каина и Авеля повторялась в жизни как можно реже!

Результаты исследования

1. При анализе данных первого этапа исследования с помощью t-критерия Стьюдента нами было проведено сравнение результатов старших и младших сиблингов. Значимых различий обнаружено не было. Все испытуемые, независимо от их положения в сиблинговой паре, в целом одинаково справились с предложенными заданиями.

Далее нами было проведено более деление по группам по интервалу рождения. В первую группу вошли испытуемые, у которых интервал рождения с сиблингом был два года и меньше, во вторую группу те, у кого интервал рождения с сиблингов был от 3-х до 4-х лет, в третью вошли те испытуемые у кого интервал рождения с сиблингом был 5–6 лет. С помощью дисперсионного анализа было выявлено, что интервал рождения не влияет на общий балл по тестам ШТУР и АСТУР у старших сиблингов, но зависит от интервала рождения у младших сиблингов (см. рис 1).


Рис. 1
. Влияние интервала рождения на общий балл по тестам ШТУР-2 и АСТУР у младших сиблингов.

Из графика видно, что при интервале рождения в 3–4 года младшие дети хуже справляются с тестом, чем в случае, если у них интервал рождения 1–2 года или 5–6 лет.

Таким образом, нами было получено, что в данном случае влияние порядка рождения на когнитивные характеристики детей связано с интервалом рождения. Младшие дети с интервалом рождения 3–4 года хуже справляются с заданиями. На когнитивные способности старших детей интервал рождения не оказывает влияние.

2. Анализ результатов выполнения теста интеллекта старшими и младшими сиблингами, выросшими в одной семье, не обнаружил различий. Различия были обнаружены только по субтесту кубики Коса, старшие дети выполняли этот субтест лучше, чем младшие.

Для анализа взаимосвязей между порядком рождения и интервалом рождения нами было произведено такое же деление на группы, как и при проведении первого этапа тестирования. В результате, мы обнаружили сходную закономерность: интервал рождения не влияет на коэффициент интеллекта старшего сиблинга, однако связан с интеллектом младшего сиблинга. Однако в данном случае худшие результаты получили младшие дети, у которых интервал рождения с сиблингом не превышал двух лет (см. рис. 2).


Рис. 2. Влияние интервала рождения на IQ (по Векслеру) младших сиблингов.

Таким образом, результаты внутрисемейного исследования подтверждают обнаруженную нами ранее взаимосвязь взаимовлияния факторов интервала и порядка рождения.

В нашем исследовании анализировалась зависимость между характером детско-родительских отношений и когнитивным развитием старшего и младшего сиблинга.

Было проведено сравнение результатов опросника детско-родительских отношений. Оказалось, что различия в отношении к старшему и младшему и у отца, и у матери существует только по шкале Контроль. И отец, и мать указали, что они больше контролируют младшего сиблинга, чем старшего. Такой результат может быть объяснен тем, что младших сиблингов больше контролируют в силу их возраста.

Был обнаружен ряд корреляционных связей между шкалами опросника детско-родительских отношений и интеллектом детей.

Наибольшее число корреляций с интеллектуальными показателями сиблингов было получено для шкалы материнского Контроля: с данной шкалой отрицательно коррелируют показатели вербального интеллекта старшего сиблинга (–0,26) и все три показателя интеллекта младшего сиблинга (вербальный: –0,53; невербальный: –0,34; общий интеллект: –0,46). То есть более выраженное контролирующее поведение матери соответствует более низкому интеллекту детей. Отцовское Сотрудничество обнаружило взаимосвязи с показателем невербального интеллекта старшего сиблинга (0,25) и показателем общего интеллекта младшего сиблинга (0,26). Показатели общего и вербального интеллекта младшего сиблинга еще связаны со шкалой Принятия ребенка, как в материнской, так и в отцовской версии опросника. Показатель IQ младшего сиблинга коррелирует с этой шкалой в отцовской версии опросника (0,25), а показатель вербального интеллекта младшего сиблинга – в материнской версии опросника (0,26) (см. табл. 1).

Таблица 1
Корреляции показателей интеллекта детей и родительского отношения к старшему и младшему ребенку

Шкалы ВРРСтарший сиблингМладший сиблинг
VIQPIQIQVIQPIQIQ
Отец
Сотрудничество0,250,26
Принятие0,25
Мать
Контроль–0,26–0,53–0,34–0,46
Принятие0,25

ВРР – опросник «Взаимодействие родителя с ребенком».
Приведены данные о статистически значимых корреляциях (уровень значимости p Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector