17 детских рисунков, которые заставили родителей покраснеть
Ребенок рисует черным цветом: что это значит
- Выбор цвета
- Особенности цветовосприятия у детей
- Причины
- Когда начинать бить тревогу?
- Мнение психолога
Когда малыш берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему малыш рисует мир в черном цвете и что это означает?
Детские откровения, которые заставили родителей покраснеть
Дети — это, конечно, очень мило и весело, но порой довольно «смутительно». Их непосредственность нередко заставляет пап и мам не только краснеть, но и испытывать мучительное желание сбежать куда-нибудь далеко.
В этом посте собраны для вас фразы детей, из-за которых их родителям пришлось пережить весьма неловкие моменты.
Моя подруга долго не могла приучить свою маленькую дочку пить обычную воду. Каждый раз, когда малышка все же выпивала стакан воды, подруга очень радовалась и хлопала в ладоши. Однажды это произошло во время похода в ресторан, и тогда дочка во всеуслышание заявила: «Выпивка делает маму счастливой!»
Когда мой сын был маленьким, его очень расстраивал тот факт, что он периодически не успевает добежать до туалета. Я сказала ему, что такое происходит со всеми, даже со мной. На следующий день я повела сына в детский сад, и он прямо с порога заявил подошедшей к нему воспитательнице: «Я испачкал свои штаны, но мама сказала, что все в порядке и что с нею это случается постоянно».
Во время второй беременности я объяснила своей маленькой дочери, что в животе у меня малыш и папа помог его туда посадить. В то время дочка стремилась во всем мне подражать и стала всем рассказывать, что в ее животе сидит ребенок и что папа сделал все, чтобы он там оказался. Вы даже представить себе не можете, как на меня смотрели люди!
В тот момент я переживала очень тяжелый развод и иногда позволяла себе погрустить за бокалом вина. Во время похода в супермаркет я положила в тележку бутылку вина, и моя дочь во всеуслышание заявила: «О, мама опять будет грустить!»
Однажды мы с мужем и младшим сыном ехали смотреть, как наша старшая дочь играет в футбол. По дороге сын задал отцу вопрос о том, как он появился на свет, и тот рассказал ему о сперматозоидах и яйцеклетках. Когда мы заняли свои места на трибунах рядом с другими родителями, сын довольно громко спросил: «Папа, а твои сперматозоиды все еще во мне?»
Когда я бросила курить, моя 5-летняя дочь сказала воспитательнице в детском саду, что очень гордится мною, потому что я сумела прекратить принимать наркотики.
Мой муж взял нашего 4-летнего сына на похороны своего дяди. Когда гроб с телом выносили из церкви, сын довольно громко спросил у отца: «Папа, а что в этой коробке?»
Во время моей второй беременности старшая дочь спросила, почему у меня такой большой живот. Я объяснила ей, что это из-за ребенка, который сидит внутри него. Какое-то время спустя мы с нею отправились в ресторан, где она увидела проходящую мимо нашего стола очень полную женщину. Посмотрев ей вслед, дочь сказала: «Смотри, мама, в попе этой женщины сидит ребенок!»
В супермаркете мы с дочкой проходили мимо огромных витрин с вином. В какой-то момент она повернулась ко мне и громко сказала: «Мамочка, смотри, сколько здесь твоего сока! Тут везде твой любимый сок, мамочка!»
Когда мне было 6 лет, отец взял меня на корпоративный пикник. Он подвел меня к своему начальнику и представил. Вместо приветствия я сказала боссу, что папа называет его настоящим сукиным сыном. Весь оставшийся вечер коллеги отца угощали меня мороженым.
Начну с того, что моя семья очень религиозна. Однажды, когда мне было года четыре, мама взяла меня с собой в банк. Она посадила меня на окошко, за которым была девушка-кассир. Я внимательно посмотрел на нее и сказал: «Мама, ты же говорила мне, что Бог не создает некрасивых людей!»
Эта история произошла со мною в раннем детстве, но мне стыдно за нее до сих пор. Моя мама часто говорила, глядя на себя в зеркало: «Я самая толстая женщина в мире!» Однажды в супермаркете я увидел очень крупную женщину, показал на нее пальцем и воскликнул: «Мамочка, смотри, ты не самая толстая женщина в мире! Вот она!»
Детские рисунки: когда бить тревогу?
Известно, что по рисункам детей порой можно определить не только особенности их личности, но и наличие проблем, в первую очередь – психологических. Какие особенности рисунков должны насторожить?
Изменения в рисунках
Допустим, вы заметили, что ребенок стал рисовать намного чаще или реже, резко поменялись стиль рисунков, сюжет, цветовая гамма… Раньше рисовал цветы и деревья, а теперь – злых людей. Раньше рисовал красными и желтыми красками, а теперь – черными и фиолетовыми. Или вообще каким-то одним цветом. Все это свидетельствует о том, что ребенка что-то беспокоит.
Нечеткие линии
Если рисунок выполнен ясными и четкими линиями – значит, с ребенком все в порядке. Если же линии слабые, плохо заметные, то на это стоит обратить внимание.
Конечно, может быть и так, что ребенок просто не умеет толком пользоваться своим инструментом для рисования. Возможно, ему дали карандаш не по возрасту.
Или он не очень хорошо представляет себе, что именно нужно нарисовать. Такие линии часто бывают в рисунках детей, не очень уверенных в себе. Попробуйте чаще его хвалить, обнимать, больше бывать вместе с ним, открывать перед ним окружающий мир.
Слабость линий может являться, увы, и признаком более серьезных проблем – неврологических нарушений. Если вы заметили, что в рисунках ребенка нет нажима, линии едва видны, то есть смысл показать его специалисту – неврологу или хирургу.
Несоответствие цветов возрастной норме
Для каждого возраста характерно применение определенной цветовой гаммы. Например, до 2,5 года дети любят рисовать яркими красками – красной, желтой, синей, зеленой. Причем применяют их не всегда к месту.
С 2,5 до 4 лет в рисунках может использоваться черный цвет. Это совершенно нормально, так как означает, что малыш научился более точно отражать окружающий мир.
С 5 лет в рисунках опять обычно присутствуют только яркие цвета. Но они больше соответствуют реальным, чем в более раннем возрасте.
К 7-8 годам все знакомые ребенку объекты должны быть раскрашены в реальные цвета. Если цвета не соответствуют реальным, то либо у вашего малыша есть креативная жилка, либо у него проблемы со здоровьем или психикой. К счастью, второй вариант встречается намного реже.
Наличие штриховки
Если многие объекты на рисунке заштрихованы, да еще с сильным нажимом, это может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает повышенную тревожность, чего-то боится или у него плохое настроение. Особенно тревожный признак – если ребенок заштриховывает не только объекты, но и пространство вокруг них.
Попробуйте проанализировать ситуацию в семье. Возможно, ребенок постоянно становится свидетелем родительских ссор? Или ему пришлось адаптироваться к новой для него ситуации – смене места жительства, детскому саду, школе? Ребенку старше 6 лет стоит задать вопрос, что именно его беспокоит. Если ребенок младше, можно за ним понаблюдать. Если вы не можете справиться с ситуацией самостоятельно – обратитесь к психологу.
Стереотипные рисунки
То, что малыш рисует одинаковые объекты – скажем, девочка — принцесс, а мальчик – солдат, еще не повод для беспокойства. Но если в рисунках отсутствует динамика, если, к примеру, все принцессы и солдаты одеты одинаково, и все нарисованные домики выглядят совершенно однотипно: дверь, окно, дым из трубы – это повод для консультации у детского психолога. Возможно, у вашего ребенка проблемы с мировосприятием.
Нестандартные рисунки
Иногда родители приходят в шоковое состояние, обнаружив, что ребенок рисует какие-то «дикие» вещи: например, сцены насилия или голых «тетенек». Не стоит сразу набрасываться на малыша с руганью. Возможно, он это просто где-то срисовал – из компьютера или из глянцевого журнала для взрослых. Не исключено, что он даже не знает, что означает данный рисунок. Поэтому не спешите делать выводы.
«Ущербные» изображения людей
Если ребенок вдруг начинает рисовать людей, особенно близких, с отсутствующими частями тела – без рук, ног, лиц, глаз, рта, ушей – это может указывать на реальные проблемы в отношениях с данным человеком. Возможно, нарисованный таким образом отец или брат нарушает личные границы ребенка, наказывает его или третирует. Либо ведет себя в семье так, что это напрягает ребенка. Если вы заметили такое, попытайтесь разобраться в ситуации.
Нестандартные детали на изображениях людей
Если вы заметили на теле нарисованного человека заплатки или у него переплетены руки и ноги, это может указывать на то, что у ребенка что-то болит. Заплатки или переплетения обычно появляются как раз на больных органах.
Если рисунок едва не вылезает за края листа бумаги, это говорит об эгоцентричности ребенка. Он стремится быть в центре внимания, «заполнить» собой все пространство. Это означает, что либо малыш крайне избалован, либо, напротив, обделен вниманием.
Если объекты мелкие, «теснятся» в углу листа, то у ребенка низкая самооценка. Если лист для рисунка слишком велик, это признак высокой самооценки. Уровень притязаний такого маленького художника выше, чем то, что он имеет сейчас. В обоих случаях ребенку нужно помочь реализовать свой потенциал.
Как ребенок изобразил себя
То, как ребенок изобразил себя, тоже играет важную роль в психологии рисунка ребенка. Если дети ставят себя во главу композиции – это является хорошим знаком. Значит ребенок чувствует, что семья его любит. Гораздо хуже, если ребенок вообще себя не изобразил. Это значит, что он может чувствовать одиночество и ненужность. Но, для того чтобы сделать окончательный вывод, необходимо поговорить с ребенком и выяснить, по какой причине он себя не нарисовал. Бывает, что дети не совсем понимают суть задания.
Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков
Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.
Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.
Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.
Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.
Цветовая гамма
Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.
Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.
В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:
- преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
- зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
- фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
- когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
- жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
- в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
- чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
- серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.
Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.
Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.
Организовывая краски на бумаге, ребенок попадает в новое пространство, где обучается решать самые сложные психологические проблемы. Цвета, как мостики, позволяют от темных, безрадостных эмоций и предчувствий переходить на более легкие переживания и радужные оттенки чувств. Через краски ребенок ищет выход, как перейти от тревоги к эмоции удивления и радости, удовлетворенности. Задача родителей — сделать этот путь увлекательным и результативным.
Что нарисую, то и сбудется
Многие знают известное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где картина начинает жить независимой жизнью и влиять на художника. Представьте себе, что такая мистическая взаимосвязь существует. Дети прогнозируют свое будущее рисунками.
Займитесь с ребенком рисованием, направьте его в позитивное русло, и вы увидите, как жизнь ребенка, а значит, и ваша, улучшится.
Существует множество методик, которые психологи применяют в диагностике детей. ProstoBaby расскажет о некоторых из них.
1. Несуществующее животное
Дайте ребенку лист бумаги А-3 и набор из 18-ти цветных карандашей и предложите нарисовать несуществующее животное.
О чем расскажет размер рисунка:
- очень маленький рисунок означает робость;
- если рисунок выходит за край листа — импульсивность, тревогу;
- размещение себя в углу листа – неуверенность, невротизм;
- сильный, неравномерный нажим и штрих – тревожность;
- небрежный рисунок с промахивающимися линиями – возбудимость, повышенная активность.
Размер и расположение животного на листе.
Рис. 1. Выполнен Настей Б., 15 лет. Несуществующее животное — нявчик
Посмотрите на рисунок Насти, ее животное находится в центре листа оно хорошо прорисовано, размер средний. Это говорит об уравновешенности, умении соизмерять усилия. Немного настораживают глаза, большие с зачерненной радужкой, зачастую это признак страхов.
Несколько важных параметров оценки животного.
Характер животного. Агрессивные животные сигнализируют о возбудимости ребенка.
Рис. 2. Выполнен Даней П., 14 лет. Злое животное — черт
На рисунке Дани животное с рожками, копытами, зубами, копьем и сигаретой. Можно предположить, что мальчик всегда может постоять за себя, проявляет агрессию, демонстративен, артистичен.
2. Прорисуй свой страх
Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Это может быть страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, страх перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Пусть это будет несколько рисунков. Кстати тут важно поэтапно предлагать и обсуждать страх, не исключено, что постепенно рисунок станет позитивно окрашенным, и проблема исчезнет.
Другой вариант теста — предложите ребенку нарисовать «хорошее настроение», красивый дом, праздник, здоровье, красоту. После серии таких рисунков даже простуды вылечиваются быстрее.
3. Мой дом
Цвет и характер рисунка, на котором ребенок изобразил свой дом, отражают психологический климат в семье:
- если дом большой, в нем мало деталей – замкнутость;
- маленький по сравнению с другими рисунками — семейные связи ослаблены, ребенок недооценивает себя;
- дворец — завышенные требования, артистизм;
- большие двери и окна- общительность;
- решетки, рамы, заборы- подозрительность, агрессия;
- большая, ярко выделенная крыша – фантазии, тревожность, мечтательность;
- дом без людей – одиночество, люди в доме — открытость контактность.
Возьмем, к примеру, рисунок 7-летней Оксаны. Она нарисовала крышу, не поместившуюся на лист, – девочка живет в своих фантазиях. Дом находится с одной стороны листа, а фигурка самой девочки сбоку за забором — это потребность в защищенности. Рисунок содержит три цвета – говорящих о напряжении и замкнутости. Руки спрятаны – девочка не общительна.
А вот рисунок 9-летнего Артема: дом похож на крепость, окна маленькие, крыша большая и нет входных дверей. Замкнутость, нерешительность мальчика видна по этим параметрам. Острые углы, рваная штриховка и кричащий желтый говорят о напряженности мальчика, скрытой агрессии.
Всеслав, 9 лет, рисует дом в виде замка. Рисунок творческий, на крыше кошка, вокруг желтые фантастические существа. Мама ловит рыбу. Мальчик обладает артистизмом, хочет больше внимания и любит командовать: всем дал роль на рисунке. У Всеслава преобладает логическое мышление, все со смыслом и в действии.
Рисунок и цвет как ключ
Эти сигналы характерны для оценки любого рисунка вашего ребенка, применяйте их творчески.
Обедненная цветовая гамма. Необходимо отличать рисунки с цветовыми растяжками светлых тонов от рисунков с обедненной цветовой гаммой. В таком случае ребенок использует один или два цвета. Часто это бывает только простой карандаш, хотя вы предложили ему использовать все карандаши по желанию. Это значит, что ребенок пассивен, он от чего-то устал.
Одноцветные рисунки. Ваше чадо настаивает на одном цвете? Одноцветные рисунки еще могут говорить о недавно пережитом стрессе, о том, что ребенок находится на стадии восстановления и еще не нашел способ перейти к более положительно окрашенному эмоциональному фону.
Не хочет закрашивать. Пониженная плотность цвета наблюдается, когда рисунок очень слабый, нажим еле заметен, линии, как паутинки, дети не хотят вообще закрашивать рисунок. В таком случае перед вами негативно настроенный ребенок, действующий по принципу «Если все против меня, то я — против всех». Во всяком случае, ему так кажется. Обычно негативно настроенные дети — это дети заброшенные, на которых не обращают внимание. Причиной может быть и семья с повышенной опекой, где ребенка перехваливают, реагируют на каждую жалобу и решают каждую его мельчайшую проблему или каприз.
Грязь в рисунке, когда цвета очень яркие сочетаются с темными. Рисунок небрежен и как бы затушевывается грязью. Такие дети одновременно тревожны и чувствительны и легко поддаются печальному настроению. Учите их накладывать краски рядом, не спеша, и наслаждаться сочетаниями. Таким путем цвет и рисунок начнут подсознательно воздействовать на ребенка и ситуация исправится.
Работа с рисунком
По окончании каждого теста обязательно нужно похвалить ребенка и обсудить в свободной форме, что он изобразил. Задавайте ему наводящие вопросы, и вы узнаете еще много нового о вашей семье, состоянии ребенка в школе и среди друзей.
Примеры наводящих вопросов:
- Что переживает герой?
- Что он любит?
- Что не любит?
- Что происходит на рисунке?
- Что тебе нравится на рисунке?
- Что дальше будет происходить?
- Есть ли у персонажа мама, папа, братья и сестры?
Разумеется, трактовка рисунков должна быть комплексной. По одному рисунку трудно о чем-то судить. Неплохо иметь серию рисунков, собранных в течение года. И хотя подробно о ребенке вы можете узнать только от специалиста–психолога, но яркие тревожные сигналы родители могут заметить и сами.
И в заключении, еще один забавный тест. Предложите ребенку нарисовать семью животных, на его выбор. Пусть даже это будут разные животные.
Если в семейном составе присутствуют:
- Акулы, рыбы, лягушки — семья эмоционально холодная, тревожность, занятость членов семьи и недостаточное внимание к ребенку.
- Мышь, воробей, бабочка- ребенок чувствует себя малозначимым.
- Еж, дикобраз- ему приходится защищаться, он упрямится.
- Собаки – в семье ценят дружбу.
- Кошки- семья больше опекается матерью.
- Гиена, ехидна – существует враждебность.
- Тигры, волки — сила, активность, агрессивность членов семьи.
- Крокодил – агрессивность.
- Слоны, и все очень крупные животные — ребенка тяготит излишняя опека.
- Черепаха – потребность в защите.
- Насекомые, мурашки, червяки – чувство отверженности, не хватает любви.
- Люди – опека давит на ребенка.
Рисунок выполнен Сашей К., 6 лет. Рисунок семьи. Слева направо: бабушка, мама, папа, Саша.
На рисунке Саша в стороне, маленького размера. Себя он низко оценивает и рисовал последним. Папа для него значимая фигура, авторитет, но руки не прорисованы, мальчику не хватает общения с отцом. Семья не имеет времени собираться вместе, мальчику не хватает похвалы и высокой оценки.
Автор – Вита З., 12 лет, Рисунок семьи. Слева направо: дедушка, бабушка, Вита, мама, папа.
У всех членов семьи руки тщательно прорисованы. Значит семья дружная, есть хороший контакт с ребенком. Видно, что девочка больше общается с бабушкой. Мама и папа также сплочены. Эмоциональный фон теплый и радостный.
Дети никогда не обманывают в своем творчестве. Ребенок, как зеркало, отражает свое состояние в рисунке и приписывает героям свои чувства. Эмоции на рисунке конкретизируются, тогда как на прямые вопросы детям сложно отвечать. И задача родителей – рассмотреть тревожные сигналы и помочь малышу справиться с проблемами.