Nailart-s.ru

Наиларт-С
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фотограф снимает людей так, будто они – часть картин из музеев

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Фотография довольно быстро начала «спорить» с изобразительным искусством. Новое изобретение техники вмиг поставило под сомнение когда-то прочный авторитет живописи. Ведь если есть механизированный способ создания изображения, то зачем нужна живопись — говорили одни. А сможет ли все нюансы передать «бездушная машина» — апеллировали вторые. Именно тогда, в позапрошлом веке, в жестком споре столкнулось два искусства, которые в нынешнее время вполне гармонично сосуществуют. Причем на их примирение ушло не одно десятилетие.

А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард.

Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ. Однако был в истории трагический случай, когда художник не пережив травлю критиков и завистников, дойдя до полного отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Об этой истории мы расскажем в следующей нашей публикации.

И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.

Илья Репин (1844 — 1930)

Разумеется, что художники, творившие в 19 веке не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина.

Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.

Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.

Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.

Так был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.

Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.

Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: «Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета. » Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.

В начале 1880-х годов коллекционер русской живописи П.М.Третьяков заказал Репину портрет покойного на то время М.И.Глинки. Портрет был готов в 1887 году. Приступая к работе, художник перебрал несколько вариантов композиции, где Глинка был и стоящим, и сидящим у инструмента. В результате Репин остановился на позе полулежащего и сосредоточенного на творчестве музыканта, который как бы прислушивается к рождающимся в его воображении звукам. На этот раз и фотомоделью, и натурщиком для Репина был отец его жены А.И.Шевцов, нередко служивший мастеру моделью образов для других картин.

Читать еще:  7 кризисов совместной жизни: фильмы, которые помогут пережить каждый

Более открыто Репин стал использовать фотографию в своем творчестве вначале 20 века. И непосредственно в работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», являющейся колоссальной по размерам картиной, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками — И.С.Куликовым и Б.М. Кустодиевым. По жанру это коллективный портрет с 81 фигурой. Размер полотна — 4м х 8,77м.

Относительно этой работы достоверно известно, что при подготовке И.Е.Репин лично, сделал своим фотоаппаратом снимки каждого члена Совета (всего 130 фотоснимков). Именно с помощью фотографических снимков художник написал великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича, а также С.Ю.Витте, И.И.Шамшина, А.А.Половцова, С.М.Волконского, Н.Н.Герарда, А.И.Горемыкина.

Чтобы придать картине натурализм, он своих моделей снимал в зале заседания в совершенно естественных позах, как группами, так и поодиночке. Так, добиваясь совершенства, художник отснял более 10 вариантов снимков с одного только В.К.Плеве.

Но, вот что интересно, когда к Репину обращался заказчик написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал. Работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Исключением были портреты умерших к тому времени гениев: Брюллова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, а также Глинки. Да и к тому же при воспроизведении обликов этих людей, Репин пользовался посмертными масками из гипса. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а фотографии использовал для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры.

Альфонс Муха (1860 — 1939)

Однако всех обскакал в этом деле чешский художник и дизайнер Альфонс Муха, который помимо живописи занимался профессиональной фотографией. Всех поражало его умение, с которым он передавал мимолётные взгляды, непринуждённые позы и изящные жесты женских образов на своих картинах. Он с невероятной точностью подчеркивал все нюансы в изображении моделей. Многие даже не догадывались, что художник прибегает к помощи фотографий, которые и помогли ему преуспеть в портретной живописи.
У художника было две фотокамеры, с помощью которых он экспериментировал. В его студии перебывало множество моделей: от писателей и поэтов до светских львиц и обычных девушек, охотно позирующих перед камерой. К слову сказать, сама Сара Бернар стояла перед фотокамерой Альфонса Мухи.

Впоследствии он и использовал эти снимки для создания афиш для спектаклей, в которых играла Бернар. Работа Мухи произвела настоящий фурор в Париже. Коллекционеры, охотясь за заветным экземпляром, подкупали расклейщиков, срезали афиши с тумб. А восхищенная Сара, предложив Мухе длительный контракт на разработку афиш для ее спектаклей, превратилась в его покровительницу и музу. Что связывало актрису Сару Бернар и художника Альфонса Муху, или История одной афиши — подробнее в нашей публикации.

Многие, наверняка, удивятся тому, что в фотоархиве художника после его смерти обнаружили более 1,5 тысячи снимков разных моделей, которые он собирал в тематиеские каталоги.

В нашей публикации «Какими были в реальной жизни натурщицы Альфонса Мухи: Пленительные образы на картинах и их прототипы на фотографиях» — мы предлагаем более подробно ознакомиться с картинами, созданными автором с фотоснимков.

Эдгар Дега (1834 — 1917) «Голубые танцовщицы»

Французский живописец Эдгар Дега также прибегал в своей работе к фотографии. К примеру, своих знаменитых «Голубых танцовщиц» он написал, используя несколько фотоснимков одной танцовщицы, которую фотографировали в движении в разных позах. Затем художник отобрал наиболее подходящие для его фото и совместил их в замечательной динамической композиции.

Нужно отметить, что другие импрессионисты также не отставали и использовали достижение техники в своих целях.

Ван Гог (1853 — 1890) «Портрет матери»

Что уж говорить, если сам Ван Гог написал портрет своей матери, Анны Корнелии Карбентус, на основе чёрно-белой фотографии. В письме своему брату Тео Ван Гог написал: «Я делаю портрет матери для себя. Я не могу вынести бесцветную фотографию, и я пытаюсь сделать её в гармонии цвета, как я вижу её в своей памяти».

P.S. Николай Ге (1831 — 1894) «Тайная вечеря»

Подытоживая вышесказанное, невольно напрашивается логический вопрос. А как же художники, создавашие гениальные произведения, зачастую широкомасштабные с огромным количеством образов, писали без вспомогательных средств?

Читать еще:  130 потрясающих рыжих женщин со всего света. Фотопроект «Рыжая красота»

Что любопытно, практически у каждого живописца, было свое индивидуальное решение такой проблемы. Николай ГЕ, к примеру, лепил фигурки из глины в определенных позах и выстраивал их в задуманную композицию. Именно этим приемом он воспользовался при создании своей картины «Тайная вечеря».

Репин так писал о творческом процессе над картиной своего коллеги: «Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».

К слову сказать, удивительнейший был человек Николай Ге. А его судьба и вовсе заслуживает особого внимания. увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге — в нашей публикации.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

О том, что такое фотография…

«Фотография – это способ чувствовать, касаться, любить. То, что вы поймали на пленку, запечатлено навсегда… плёнка запоминает мелочи, хранит память о мелочах даже тогда, когда вы всё забыли» — Аарон Сискинд

«Фотография-это история, которую я не могу выразить словами» — Destin Sparks

«Самое лучшее в картине то, что она никогда не меняется, даже когда на ней изображены люди» — Энди Уорхол

«Слеза содержит океан. Фотограф осознает крошечные моменты в жизни человека, которые раскрывают большие истины» — Анонимно

«Камера – это инструмент, который учит людей видеть без камеры» — Доротея Ланге

«Камера-это глаз истории» — Мэтью Брэди

«Это иллюзия, что фотографии сделаны с помощью камеры… они сделаны глазом, сердцем и головой» — Анри Картье-Брессон

«Фотография – это тайна о тайне. Чем больше она говорит вам, тем меньше вы знаете» — Диана Арбус

«Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной» — Ричард Аведон

«Великая фотография — это глубина ощущения, а не глубина резкости» — Питер Адамс

«Фотография прекрасно справляется с внешностью, но ничто не является тем, чем кажется» — Дуэйн Михалс

«Что мне нравится в фотографиях, так это то, что они запечатлевают момент, который ушел навсегда, который невозможно повторить» — Карл Лагерфельд

«Все фотографии – memento mori. Фотографировать — значит участвовать в смертности, уязвимости, изменчивости другого человека (или вещи). Точно отсекая этот момент и замораживая его, все фотографии свидетельствуют о безжалостном таянии времени» — Сьюзен Сонтаг

«Желание открыть для себя, желание двигаться, запечатлеть колорит – это три понятия, которые описывают искусство фотографии» — Хельмут Ньютон

Alfred Stieglitz

Когда, кого, кому и где можно фотографировать

В перечень мест, где съемка разрешена, и допустимых «объектов», входят:

  • большинство муниципальных и федеральных правительственных знаний (если там не проходит какое-либо мероприятие, организаторы которого имеют право устанавливать свои правила);
  • кафе, рестораны, магазины, торговые комплексы (даже при наличии таблички «съемка запрещена», если ее объектом не являются конкретные люди, не дававшие на это согласия);
  • любые общественные места (кроме тех, где фотографирование нарушает право приватности других – туалетные комнаты, примерочные кабинки);
  • все виды наземного транспорта, в том числе, метро и железнодорожный, объекты их инфраструктуры (если съемка не мешает прочим пассажирам);
  • самолеты (авиакомпания имеет право запретить съемку из иллюминатора);
  • залы судебных заседаний и исправительные учреждения (при наличии официального разрешения);
  • сотрудники правоохранительных органов (если в данный момент не проводится КТО (контртеррористическая операция));
  • спортивные, культурно-массовые мероприятия (при отсутствии прямого запрета от организаторов);
  • выставки, музеи (если экспозиция – не частная коллекция, владелец которой может установить свои правила, и с соблюдением запретов, необходимых для сохранности произведений искусства);
  • церкви, иные культовые объекты (при наличии разрешения священнослужителя);

Соответственно, любая съемка в личных (некоммерческих) целях, не создающая неудобств окружающим, правомочна.

В музеях, как правило, запрещается использовать вспышки, штативы и палки для селфи.

Что фотографировать?

Во-первых, сначала просто наслаждайтесь искусством и экспонатами. В конце концов, это то, ради чего вы, собственно, и пришли в музей!

Во-вторых, не бойтесь снимать свои любимые предметы. Иногда стоит посмотреть на происходящее под другим, непривычным углом, разделить на фрагменты увиденное или наоборот сгруппировать несовместимое на первый взгляд.

Читать еще:  Идеи подарков на 14 февраля для мужа

В стремлении найти необычное вы можете обнаружить что-то такое, на что никогда не обращали раньше внимание.

Смотрите на людей. Их позы, выражение лиц, даже скорость передвижения – все обеспечивает связь между искусством и зрителем и может дать пищу для вашего творчества.

Не бойтесь контрастов и противоречий. Используйте самую малую глубину резкости, чтобы наполнить фотографии таинственностью и ощущением причастности зрителя к происходящему. Должен создаваться эффект присутствия и наблюдения «из-за кулис».

Какие картины вдохновляли создателей хорроров

Можно подумать, что искусные аллюзии к истории живописи — прерогатива артхауса. Однако в последние тридцать лет даже в самых мейнстримовых фильмах Голливуда часто можно заметить отсылки к шедеврам.

Например, в культовом «Пятом элементе» Люка Бессона костюм Лилу (Мила Йовович) срисован с «облачения» героини, изображенной на картине Фриды Кало «Сломанная колонна».

Но особенно активно отсылки к известным художникам используют создатели хорроров. К примеру, в «Крике» (1996) маска маньяка изготовлена по визуальным мотивам одноименной работы Эдварда Мунка (достаточно неожиданно для такого прямолинейного фильма, не правда ли?). В «Клетке» (2000) в одной из сцен демонстрируется воссозданная актерами картина скандального норвежского художника Одда Нердрума «Рассвет». В экранизации романа Стивена Кинга «Оно», вышедшей в 2017 году, перекошенное лицо одного из кошмарных чудовищ — явная отсылка к стилю Амедео Модильяни. А в хорроре «Вивариум» (2019) ландшафт списан с серии картин Рене Магритта «Империя света».

Кажется, экфраса всё глубже проникает в кинематограф. Режиссеры низкобюджетных фильмов пытаются с ее помощью привлечь внимание утонченной публики, а авторы поопытнее используют методологию «Тысячеликого героя», чтобы окутать подсознание зрителя сетью из знакомых на интуитивном уровне архетипов.

Сегодня отсылки к шедеврам живописи появляются в новых медиа — видеоиграх. Так что даже если люди скоро перестанут ходить в музеи и читать книги по искусству, где-то в глубинах компьютерных уровней и сериалов Netflix они всё равно наткнутся на великие произведения прошлого.

Дамир Файзулин

Дамир Файзулин: Нужно делать то, что умеешь, с тем, что имеешь, и там, где ты есть.

Псковский фотограф, который снимает все, что его вдохновляет – от улиц родного города до новых знакомых в Дагестане. Всю свою жизнь он занимался спортом (выступал и преподавал), пока в 30 лет к нему не пришло осознание, что в 60 – он не сможет это делать. Выбирая между видео и фото, Дамир решил, что фотографией тоже можно рассказать историю, при этом не пыхтя над монтажом долгие часы. Уже полтора года это его инструмент самовыражения, некая терапия и возможность чаще говорить незнакомцам: «Здравствуйте. ».

Дамир Файзулин: Как-то я был в командировке в Мурманске. Сидел после работы, листал Instagram, там было все так красиво: идеальные женщины, успешные подкаченные мужчины, машины, море и т.д. Через полчаса я решил прогуляться в центр города, и у меня возник диссонанс. Тогда-то я и понял для себя, что буду заниматься «документалкой», и для этого мне не нужно ехать в Папуа-Новую Гвинею за историями, потому что их полно здесь вокругобычные люди, их деятельность, какие-то события, явления. И я никогда не знаю, когда сделаю свой кадр, где найду егов соседней парадной или на краю света.

Сделайте большой групповой снимок с родственниками или коллегами

В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — групповые снимки больших форматов считались обязательными. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель». На таких снимках могли быть изображены многочисленные собравшиеся специально для фотографирования родственники с детьми, а нередко и с домашними животными. Формат «панель» использовали также при съемке сослуживцев или выпускников гимназий и высших учебных заведений.

С такими групповыми фотографиями работать сложнее всего. Если на ней нет подписи, то отличить группу сослуживцев от родственников, собравшихся по поводу юбилея или иного события, бывает затруднительно.

В групповых студийных портретах нужно отыскать центр композиции, то есть персонажа, относительно которого строится весь кадр, и попытаться понять, в честь чего были собраны все эти люди. Подсказками бывают позы собравшихся, обручальные кольца и сходства или несходства лиц и так далее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector