Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На Западе украшают елки пауками — по старинной украинской традиции

Рождественское дерево: традиции разных стран

Говорят, что Новый год считает ушедшие месяцы. Говорят, что ёлка – это уже не актуально. Но все из года в год ждут праздника с трепетом и одевают зелёную красавицу в пёстрые одеяния.

Существует легенда, что древние немцы ставили в доме ёлку, ожидая, что та расцветёт в полночь. А жители отдалённых регионов украшали ёлки прямо в лесу фруктами и орехами, чтобы задобрить духов. Египтяне наряжали не хвойную принцессу, а имеющуюся у них пальму. Как и немцы, жители тёплых краёв приносили жертву богам с помощью фруктов и пёстрых украшений. А нарядную веточку ели древние греки держали в доме на благополучие и удачу.

Есть интересная история о том, что миссионер Бонифаций рубил в рамках революций священный дуб. Падая, дерево повалило всех своих «соседей», но не зацепило ель. С того момента франки решили приносить подарки дереву, назвав его священным.

Как видим, украшения на ёлку обычно были фруктовые и символические. Но какова же реальность современности?

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer “Christmas Dream”1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

Лучший подарок ребёнку. Золотые сказки Пушкина, Перро, Киплинга, Чуковского

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Лучший подарок – это КНИГА!

КНИГИ – БЕСТСЕЛЛЕРЫ ПО САМОРАЗВИТИЮ

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

Лучший подарок – это КНИГА!

КНИГИ БЕСТСЕЛЛЕРЫ – КУЛИНАРИЯ

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Ёлка — это САКРАЛЬНОЕ ДЕРЕВО, и оно требует к себе особого отношения и украшения! Как же украшать лесную красавицу, чтобы привлечь в свой дом процветание, благословение Высших Сил и поддержку Рода?

Украшение елки уже давно стало приятной предновогодней традицией.Но мы не задумываемся о том, в каком порядке развешивать новогодние украшения, чаще всего руководствуясь идеей красоты.

Почему на Новый Год украшают именно ель мы узнали из информации расположенной выше. Повторимся. С глубокой древности у славян и других европейских народов вечнозеленые деревья символизировали вечную жизнь и считались вместилищем сакральной жизненной силы. Наши предки верили, что особая энергия этих деревьев помогает обрести благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, которые развешивали на елках.

Ель являлась символом перехода из одного мира в другой: из девушек в жены, из года в год, из мира живых в мир мертвых. Этим объясняется традиция использовать ель в моменты «переходных жизненных ситуаций», важных для семьи, Рода, для отдельного человека.

Лучший подарок – это КНИГА!

КНИГИ БЕСТСЕЛЛЕРЫ – ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Кроме того ель – это дерево, дающее связь с Родом, и при общении с ним можно услышать совет предков. В древности финны, чтобы получить нужную информацию, проводили ночь под кроной ели. Мы ведь тоже сейчас проводим ночь у елки, не правда ли? И надеемся получить совет на ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД, получить благословение на исполнение желаний?!

Ель – сакральный символ жизни, соединения в нашей судьбе энергий прошлого, настоящего и будущего. Поэтому, наряжая елку в Новый Год, мы не просто создаем себе хорошее настроение, мы творим свою СУДЬБУ. Если подойти к этому процессу осознанно, то можно превратить свою домашнюю ель в символ Мирового Древа, у подножия вы сможете обратиться к Высшим Силам и быть услышанными.

Если ель символично разделить на ТРИ ЯРУСА, то:

Нижний ярус – это прошлое, наша связь с Родом, поэтому здесь можно развешать старые новогодние игрушки, доставшиеся от бабушек и дедушек. Сюда же благоприятно поставить фигурку Деда Мороза, потому что он символизирует дух пращура, хранителя Рода.
Наряжая нижний ярус ели нужно мысленно просить у своего Рода защиту и выражать ему почтение.

Второй ярус ели – это мир нашего настоящего. Сюда хорошо вешать игрушки, которые символизируют то, что вы хотите привнести в свою жизнь. Например, пряничный домик – для новой квартиры, машинка, если думаете о приобретении автомобиля. Фантазируйте, и пусть ваши мечты украсят елку.

Верхний ярус – это связь с Богом, с Высшими Силами и небесными помощниками. Здесь хорошо повесить фигурки ангелов и любые игрушки, которые символизируют для вас благосклонность небес.

Если Вы украшаете искусственную елку, принесите в дом хотя бы одну еловую ветку и украсьте ее в соответствии с приведенными рекомендациями, потому что, как мы уже писали выше, еловые ветви обладают теми же жизненными сакральными силами, что и целое дерево.
И последнее, что хотелось бы сказать о ели.

❄Вечнозеленое – вечно живущее. На подсознательном уровне ель помогает нам вспомнить о том, что все мы – вечные Души, и одновременно о могуществе Времени. Ведь настоящее – это следствие нашего прошлого и одновременно причина нашего будущего.
Поэтому только от нас зависит, как мы начнем свой Новый Год, какие семена положим в почву настоящего.

Будьте здоровы и счастливы!

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЕТЯМ

СЕМЕЙНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

ОРИФЛЭЙМ ПОЗДРАВЛЯЕТ И ДАРИТ:

Новый год в украинских традициях

Всё в украинской культуре было завязано на символизме, обрядах, а наши предки очень почитали высшие силы. В современном праздновании сплелись светские, религиозные и языческие обычаи. Как новогодний салат «Шуба», праздник слой за слоем копил свои традиции.

Читать еще:  10 с лишним причин, почему не нужно давать собаке поиграть в грязи

Изначально, в языческие, довизантийские времена, украинцы верили, что в Новогоднюю ночь высшие силы слышат все просьбы. А также что предки приходят в гости, наблюдают за наследниками и благословляют.

Так как в изначально Новый год отмечали весной, были приняты обряды на благополучие и расцвет сельского хозяйства. Хозяин дома общался с деревьями и домашним скотом, призывая к плодородию. А ещё гадали – выставляли во дворе снопы различных культур и наблюдали. На какой сноп осядет больше инея, той культуры и будет лучше урожай.

В осенний период новогодних празднований вместо ёлки в доме ставили дидуха, сноп пшеницы, украшенный лентами, цветами, ягодами. Ёлку начали ставить позже, когда верование, что хвоя оберегает дом от злых духов, вошло в нашу культуру.

Щедрый вечер наступал на кануне Нового года – в доме накрывали богатый стол, застилали новые скатерти, готовили щедрые угощения. Традиционное украинское блюдо, вареники, тоже использовали для гаданий. Хитрые хозяюшки прятали в вареники подчас неожиданные ингредиенты, которые означали разные вещи. Те, кто в своём варенике нашёл вишнёвую косточку, привлекал удачу, монетки и зёрна были к богатству, а большой комок соли – к слезам и огорчению.

Молодые люди группами ходили по домам, пели песни, желали счастья, благополучия и, конечно же, плодородия хозяйства. Затем девушки традиционно гадали на будущее, а парни собирались весёлыми компаниями и шалили. Самой весёлой забавой было утащить со двора девушки на выдане…ворота! Сделать это нужно было максимально тихо, чтоб хозяин дома не заметил. Спрятанные ворота возвращались владельцу только взамен на бутыль самогона.

Пётр I привнёс в украинский новый год светское веселье. Именно он указал ставить в домах ёлки, «а людям небогатым хотя бы по ветки над воротами или дверями привесить». Также по указу императора в Новый год устраивались салюты, катания на санях, обмен подарками. Новый Год 1 января превратился в настоящий бум кутежа, а все традиции, обряды и символика перекочевали на 14 января, как и продолжается по сей день.

Не столь важно, как вы любите отмечать Новый год – по старинным традициям или по-современному. Самая главная особенность пронизывает все века. В праздник так важно встретиться с близкими, простить друг друга за старые обиды и с надеждой загадать желание на грядущий год! Ведь этот день мы любим именно за возможность прикоснуться к волшебству!

История Рождественской елки

Праздник Рождества и Нового года неотделимо связан с ароматом свежей хвои настоящей елки. Но на самом деле обычай украшать Рождественские праздники вечнозелеными деревьями появился не так давно.

До появления рождественской елки главным рождественским украшением в Германии и странах северной Европы было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное сосновыми и еловыми ветками и украшениями. Часто на рождественских пирамидах изображали ангелов или Рождественские сценки. Рождественская пирамида вращалась, благодаря поднимающемуся к лопастям тёплому воздуху от свечей, расставленных в пирамиде по кругу.

Увеличенные копии рождественских пирамид устанавливали перед Рождественскими праздниками на центральных площадях и рождественских базарах.

Традиция устанавливать Рождественскую пирамиду появилась из средневековых обычаев защищать дом от нечисти ветками вечнозелёных деревьев и огнём. В Германии рождественские пирамиды были популярны до середины XIX века, и лишь потом большее распространение получило рождественское дерево.

Самое раннее письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му веку. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В 17 веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. Наряжали елку всей семьей — цветной бумагой, сладостями и фруктами.

Говорят, первыми Деда Мороза придумали гунны: у них было поверье, что бог Йерлу, в первый день года приходит на землю. В этот день следовало ставить в доме елку, которую считали священным деревом. Эту традицию, которой уже более 5 000 лет, гунны принесли в Европу.

После того, как гунны были разгромлены, они осели в Баварии, где и жили до XVI столетия, ни с кем не смешиваясь. Именно из Баварии новогодняя елочка «пришла» во все европейские страны.

Как появился обычай наряжать елку на Рождество?

Одна из легенд гласит, что однажды, в ясный и морозный в сочельник Мартин Лютер, деятель Реформации в Германии, шел домой через лес. Вдруг, взгляд его остановился на красивой стройной ели, сквозь лапы которой волшебно просвечивались звезды. Это зрелище произвело на него такое впечатление, что он установил ель дома для своей семьи и прикрепил к ее веточкам свечи. Горящие свечи были похожи на звезды в небе.

О происхождении серебряной мишуры тоже есть занятная легенда.

Давным-давно жила одна бедная женщина, у которой было много детей. Как-то, накануне Рождественского вечера, она украсила елку, но так как семья была бедной, украшений было очень мало. Ночью на елке побывали пауки и переползая с ветки на ветку, оставили после себя паутину.

Зная доброту этой женщины, Христос решил наградить ее и благословил дерево – в результате паутина превратилась в сверкающее серебро.

Первые украшенные рождественские елки появились на территории современной Франции, в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло 1605 году. Летопись свидетельствует: «на Рождество в здешних домах устанавливают елки, на их ветки вешают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это нововведение. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а со временем и по всей Европе. Однако елки сначала появились только в богатых дворянских и купеческих семьях.

Разнообразными игрушками украшали в средневековой Германии не только ели, но и сосны, ветки вишни и бука. Затем на смену настоящим фруктам, которые были слишком тяжелы для дерева, пришли стеклянные шары. Первую стеклянную елочную игрушку выдул немецкий стеклодув в Тюрингии (Саксония) еще в 16-ом столетии.

Однако промышленное производство елочных игрушек было налажено гораздо позже – в средине 19-ого столетия, тут же, в Саксонии. Мастера выдували шары и фигурки из стекла, вырезали из картона колокольчики, фигурки птиц и животных, сердечки, затем все это раскрашивалось яркими красками. В Америку эту традицию завезли немецкие переселенцы, а также наемные солдаты, участвовавшие в войне за независимость.

Франклин Пирс, 14-й президент США, принес эту традицию в Белый дом, а президент Калвин Кулидж, в 1923 году, впервые провел праздничную Церемонию зажигания елки, которая теперь каждый год проходит на лужайке перед Белым домом.

Читать еще:  Самый полный гороскоп на июль от «Домашнего Очага»

Появление Рождественской елки в России

Обычай праздновать Новый год с елкой впервые появился в России при Петре I в канун 1700 года. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а Новый год приказал праздновать по-европейски — 1 января. Царским приказом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года зажиганием костров в новогоднюю ночь, поздравлениями друг друга, украшением домов хвойными деревьями, запусками фейерверков.

После революции большевики запретили устанавливать елки, считая ее атрибутом религиозного праздника Рождества, а празднование Нового года – «буржуазной прихотью» и «старорежимным обычаем». Власти решили, что с этим надо бороться. Поэтому до 1935 года «ёлки» официально не проводились. В декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев восстановил празднование Нового года, и в 1936 году в Колонном зале Дома Союзов был устроен праздник Нового года для детей и молодежи с елкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская, которая зажигается теперь каждый Новый год. Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, но 1 января стал нерабочим днем только в 1949 году.

Будущего недостаточно.
Старого, нового мало.
Надо, чтоб елкою святочной
Вечность средь комнаты стала.
Чтобы хозяйка утыкала
Россыпью звезд ее платье,
Чтобы ко всем на каникулы
Съехались сестры и братья…

Борис Пастернак «Зимние праздники»

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

Попытка № 2: Николай I и подарок супруге

Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.

Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы. К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.

Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.

  • Активные темы

Поделиться12016-12-26 06:43:21

  • Автор: Lilith Dark
  • Пользователь
  • Зарегистрирован : 2010-04-19
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 1099
  • Уважение: +1264
  • Позитив: +451
  • Провел на форуме:
    1 месяц 13 дней
  • Последний визит:
    2018-06-11 21:29:23

Ель — дерево, в народной дендрологии славян связанное с похоронно-поминальными ритуалами и верованиями, а также функционирующее в качестве обрядового деревца (главным образом — в рождественско-новогодних, масленичных, троицких и купальских празднествах, а также на свадьбе). Относящиеся к ели мифологические представления получили развитие прежде всего у вост. славян (особенно — у русских и белорусов), в то время как на западе славянского мира ель более известна как обрядовое деревце.

Для культурной семантики и символики существенны природные свойства ели как вечнозеленого (ср. сосна, можжевельник, барвинок), что объясняет использование ели в цикле зимних обрядов, пахучего (ср. базилик), колючего, «женского» и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой (полес., болг.).

Колючесть ели, а также сильный смолистый запах обусловливают ее применение в качестве апотропея (наравне с сосной, можжевельником, боярышником, шиповником, терновником, крапивой, репейником и др.), ср. Колючий.

На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали накануне купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней и др. Поляки Силезских Бескидов при первом удое процеживали молоко через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось, а на Троицу обводили овец вокруг воткнутой в кошаре елочки и давали им взамен корма молодые еловые побеги, смешанные с освященной солью.

Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды. Мораване украшали ими крестики, которые на Пасху втыкали в посевы, — от града. Однако более действенным средством считались еловые ветки, предварительно освященные на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху или в день Рождества Иоанна Крестителя (что может осмысляться в связи с необходимостью изгнать из еловых веток скрывающихся в них нечистых духов).

По сообщению с Витебщины, освященные еловые ветки вместе с ладаном подкладывали при закладке дома под четыре утла, чтобы предохранить его от грома. Ветки, которые были воткнуты в лед по бокам проруби на Крещение, приносили домой, клали за образа и втыкали в крышу — от ветра и грома; привязывали к яблоням в саду, чтобы предохранить деревья от бури; втыкали в стену, клали под дом, в подпол — «чтобы буря не тронула», «чтобы хлев вихрем не снесло» (брест,).

Едь — по грамматическому роду названий в славянских языках — по преимуществу дерево женское, ср. рус. ель, елка, серб. іела. омара, оморика, смрека, а также в песнях: «Зеленая ялиночка на яр подалася, молодая дівчинонька в козака вдалася». Вероятно, именно с «женской» символикой ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома ель, мотивированный тем, что она якобы «выживает» из дома мужчин. По верованиям сербов в Таково, ель — «баксузно [опасное, вредоносное] дрво»: если она растет вблизи дома, в нем не будут рождаться мальчики. На Брянщине считали, что ель нельзя иметь возле тех домов, где много девочек, иначе они останутся вековухами. В Каргополье ель опасались сажать у дома, ибо в противном случае «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», ср. закарпатское объяснение того же запрета: «на будэ вэстыся мужьски пол».

Запрет сажать ель у дома может объясняться принадлежностью ели к неплодовым деревьям (согласно болг. легенде, ель «бесплодна», поскольку ее прокляла Богородица). В Белоруссии ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными. Значительно реже запрет сажать ель у дома объясняли более общими соображениями: «не будет счастья во дворе», «ктото умрет», «семья искоренится». Подобные объяснения актуальны для мифологии многих других деревьев и кустарников. Ср. также известный по средневековым польским лечебникам запрет спать в тени ели, которая насылает болезни и отнимает у человека сон.

На Рус. Севере, северовостоке и в ц.рус. областях ель выполняет культовые функции, ср., например, с.рус. предания о священных елях, хотя чаще в качестве священных деревьев здесь встречаются сосны. Известны рус. предания о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели. В Тверской обл. рассказывали, как однажды на ели нашли икону и отнесли ее в соседнюю деревню в церковь, но икона вновь возникла на этой ели: «Тогда поняли, что Богородица хочет, чтобы церковь была на этом месте». Ср. рассказ о том, как оптинский старец Зосима вырезал на большой старой ели крест, чтобы под ним могли молиться келейницы. Ель упоминается в фольклорных текстах и паремиях, касающихся архаической практики венчания вокруг дерева, ср.: «Венчали вокруг ели, а черти пели».

В верованиях восточных славян ель имеет отношение также и к области народной демонологии, ср. упоминания в быличках о «еловом» лешем, мотивированные представлением о его частичной дендроморфности. Изредка ель могла фигурировать в качестве хозяйки леса, ср. олонецкий договор с елью о ночлеге: «Ель, еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи». Однако чаще ель была местом пребывания лешего, а также черта, русалки и др. демонологических персонажей. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной гденибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на елях и соснах, а дети русалок — под елями. По елкам черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под елью леший укладывает спать заблудившихся детей и т. д.

Читать еще:  Французский художник рисует сказку на серых домах (30 фото)

Один из популярных мотивов русской демонологии, связанной с елью, — счет хвоинок. Согласно быличкам, этим занимаются по поручению колдунов заброшенные к ним проклятые дети, а также черти, требующие себе работы у колдунов. Тот же мотив встречается и в заговорах от детской бессонницы, ср.: «Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай, не задевай» (архангел.).

По вост. и а.слав, поверьям, черт (дьявол, нечистая сила вообще) пребывает под елью или прячется под ней во время грозы, навлекая на себя гром и молнии. Этим объясняется запрет находиться под елью в грозу, а также выращивать ее у дома, использовать для строительства и для топки бани, поскольку Господь (Илья и др.), преследуя дьявола, может ударить громом в ель.

Ель могла выступать в функции медиатора. Под елью колдун вызывал лешего; на святках люди слушали, стоя среди елей, как в провалившейся некогда под землю церкви поют певчие (новгород.). Согласно с.рус. быличке, женщину в лесу преследовал злой дух в облике черного поросенка, исчезнувший лишь около высокой ели. В в.слав, заговорах ель выступает в качестве мирового дерева, стоящего на море, на острове Буяне, у камня Алатыря, под которым сидят Христос, Богородица и др., или же в качестве «негативного» варианта мирового дерева, когда под елью сидит черт, «сатанинская сила» и под. В заговорах можно также встретить и традиционные формулы «отсылки» болезней на ель: «Иду я, раба Божья (имярек), в лес. Клещ, клещ, на елку лезь. И вся нечисть, на елку лезьте. Аминь».

Ель — дерево, которое нашло широкое применение в вост. и зап.слав, похоронной и поминальной обрядности. Из ели (а также из сосны и березы) часто делали гроб. Украинцы считали даже, что ель (как и сосна) не позволяет покойному «ходить» после смерти, ср. в рус. колядных проклятиях, адресуемых хозяину, плохо одарившему колядников: «А не подашь — на Новый год еловый тебе гроб, осиновую крышку» (рус.), К обычаям более редким относятся рефлексы архаической практики похорон под елью. Так, у старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать ее из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место, «яко будто век тут ничего не бывало». С этим согласуется олонецкое свидетельство о похоронах удавленников между двумя елями, а также фольклорный мотив похорон под елью в серб, эпических песнях. Под елью в лесу выбрасывали солому из-под умершего, черепки от посуды, из которой его кропили (перм.). У вост. славян, а особенно часто — у русских, повсеместный характер имело обыкновение бросать еловые ветки (реже — ветки пихты и сосны) на дорогу к кладбищу, как перед похоронной процессией, так и ей вслед. Таким образом «устилали» или «разметали» дорогу покойнику, чтобы «не приходил, не тревожил». В Заонежье еловым лапником засыпали пол, порог и ступеньки крыльца, а сразу после выноса тела лапник убирали и уничтожали.

Ель (срубленное деревце, ветки) используется для маркирования пути вообще. Согласно рус. преданию, пьянице, изводившему побоями жену, в пьяном угаре привиделось, что она с малолетним ребенком на руках стоит ночью у проруби, вокруг которой воткнуты в лед небольшие елочки. Внезапно очнувшись, мужик побежал к реке и действительно обнаружил там жену, намеревавшуюся броситься с ребенком в прорубь, хотя никаких елочек рядом не было. Ср. рус. обычай втыкать елки по бокам масленичных горок — вдоль всей их длины, сохранявшийся и в городском быту XVIII — XIX вв.

У западных, в меньше степени — у вост. славян ветви ель как вечнозеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений гроба и могилы, используемое как в самом похоронном обряде (ср. обкладывание могилы лапником после предания тела земле), так и в цикле поминальных обычаев (у западных, реже — у вост. славян). Ветки ели нередко заменяли цветы, особенно в зимнее время. Срубленную ель (а также кипарис, сосну, можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака, т. е. использовать ее в функции свадебного деревца в обрядах типа лохороны-свадьба, хотя значительно чаще (особенно у юж. славян) вместо вечнозеленых деревьев брали плодовые (см. Деревце погребальное).

Связь ели с темой смерти заметна и в рус. свадебных песнях, где ель — символ невесты-сироты, ср.: «А ёлка, ты, ёлка зеленая, та все тебе все сучья ветются, только у меня нету макушечки, макушечку мою бурею сломило, бурею сломило, под горку скатило» (калуж.).

Тот же параллелизм в использовании хвойных (прежде всего — ели) и плодовых деревьев наблюдается и в выборе материала для деревца свадебного. У русских и белорусов, в меньшей степени — у украинцев, срубленную ель устанавливали в доме невесты с последующим выкупом деревца женихом; втыкали в свадебные хлебы, в крышу или ворота домов, где живет невеста, или подвешивали к потолку в самом доме; ставили на стол во время свадебного пира и др. У украинцев и зап. славян для свадебного деревца брали как хвойные, так и плодовые, а у южных — главным образом плодовые деревья. Параллельное использование плодовых деревьев и ели отразилось в терминологических заменах, ср., например, укр. диал. йолка ветка плодового дерева в каравае.

В западной части славянского этнокультурного континуума ветви и верхушка ели служат прежде всего для украшения домов и церквей на Рождество. Сам по себе обычай рождественского деревца, пришедший к славянам из Германии, нашел активную «поддержку» на местной славянской почве, соединившись с многочисленными ритуалами, относящимися к внесению в дом деревца (пня, ствола, ветвей и др.) в определенные праздничные дни календарного года и жизненного цикла человека. В отличие от разнообразия пород деревьев и кустарников, используемых для троицкого, майского, купальского, строительного и свадебного деревца, деревце рождественское в подавляющем большинстве случаев изготовляли именно из хвойных пород, и прежде всего — из ели, что нашло отражение в его названиях, ср. укр. ёлка, ялыночка и др. Обычай устанавливать рождественское деревце получил этиологическое обоснование. Например, в Полесье обычай украшать рождественское деревце связывали с новозаветными «дарами волхвов» или со звездой, взошедшей над местом рождения Христа.

Ель в виде срубленного деревца, его верхушки, веток, венка или гирлянды из еловых веток устанавливали (вешали) в церкви на весь период от Рождества до Крещения, втыкали за образа в доме, подвешивали к потолку, ставили в красном углу на лавке или даже на столе; его носили с собой колядники и пастухи, обходящие дома на святки, а также украшали ими церковь (з.укр., з.бел., пол., кашуб., словац., чеш., морав., словен.), а по окончании святочного цикла эти ветки сохраняли в доме от грозы или втыкали их в поля, пеплом от сожженных веток обсыпали сады, огороды и т. п.

У вост. славян едь использовалась также в качестве деревца масленичного, юрьевского, купальского и строительного, у западных — майского, а также великопостного «гайка».

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор — Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector