Nailart-s.ru

Наиларт-С
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предки тоже смеялись. Старые фотографии середины 19-го века

Посмертная фотография

Посмертная фотография (реже пост-мортем или постмортем; англ. Post-mortem photography , от лат. post mortem — после смерти) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были широко распространены в конце XIX столетия и в настоящее время являются объектом изучения [1] [2] и коллекционирования.

Помещики Тульской губернии в середине 19-го века

В 1860 году перед отменой крепостного права в Петербурге были изданы описания помещичьих имений. В пяти томах были перечислены и кратко описаны имения помещиков практически из всех губерний России того времени. Тульская губерния показана в четвертом томе (там же приведены сведения по Костромской, Пермской, Смоленской, Тверской и Ярославской губерниям).

Несмотря на то, что часть совсем мелких имений в материалы не была включена, а также на наличие неизбежных ошибок и пропусков в приведенных данных, публикация представляет значительный интерес, причем не только для историков. Можно увидеть поименно всех помещиков того времени, какие населенные пункты входили в состав имения, сколько крестьян и земли (причем с разбивкой на усадебную, пахотную, сенокос, лес и т.д.) было в их владении. Многочисленные комментарии касаются особенностей оброка и барщины в различных имениях.

С другой стороны, интересно провести сравнительный анализ по всем имениям, чтобы получить более четкое представление о том, какими были большинство помещиков в середине 19-го века. Это я и попытался сделать, а результаты анализа представляю в данной статье.

Тульская губерния в тот период включала 12 уездов: Алексинский, Белевский, Богородицкий, Веневский, Епифанский, Ефремовский, Каширский, Крапивенский, Новосильский, Одоевский, Тульский и Чернский. Меньше всего имений было в Тульском уезде – 63, Новосильском и Алексинском – по 66, а наибольшее количество имений – в Ефремовском уезде (116 имений) и Чернском (106 имений). Многие помещики имели несколько имений, иногда в разных уездах. Всего в описание Тульской губернии вошло 933 имения от 733 владельцев.

В большинстве случаев в качестве владельца имения указан конкретный человек. Однако есть и такие имения, где владельцем указана семья. Например, написано так: несовершеннолетние Дохтуровы, Ладыженские, Мосоловы, Сухотины, наследники Доброклонского, князья Хилковы, и т.п.

Для сравнительного анализа имений я ограничился четырьмя величинами: количество крестьян у помещика (в описании были приведены цифры только по мужчинам), количество дворов в поместье, общее количество земли во владении и сколько земли было отдано в пользование крестьянам.

Если сравнивать имения по общей площади земли, то можно видеть значительный разброс величин. Есть совсем небольшие имения, меньше 100-200 десятин. В то же время некоторое имения были просто гигантскими – более 10 тысяч десятин. Еще большая разница получается, если сравнивать количество земли по владельцам, поскольку наиболее крупные землевладельцы владели к тому же не одним имением, а несколькими. Но в большинстве случаев, примерно в двух третях от общего числа, типичные помещичьи имения имели размер от 500 до 1300 десятин. Вот как выглядит распределение помещичьих имений по размеру земли в них:

Напомню, что десятина – это чуть больше одного гектара (1,0925 гектара). Величина в несколько сотен гектаров кажется немалой величиной. Помню, в студенческие времена нас посылали на уборку картофеля и там было поле в триста гектаров. Так мы замучились его убирать.

Количество земли у одного помещика, с учетом того, что у него могло быть несколько имений, выглядит примерно также. Разве что «хвост» чуть больше:

Кто же в Тульской губернии владел наибольшим количеством земли?

Безусловными лидерами были сразу три графа Бобринских. Самым крупным землевладельцем являлся Алексей Павлович Бобринский – площадь его многочисленных имений составляла 47528 десятин! Алексей Васильевич Бобринский и его отец Василий Алексеевич имели во владении 21316 и 20789 десятин, соответственно. На четвертом месте князь Сергей Сергеевич Гагарин – 18895 д., на пятом – Шереметев Дмитрий Николаевич – 17742 д., на шестом – опять граф Бобринский, Павел Павлович, 17299 десятин. Князья Голицыны, Михаил Федорович (12734 д.) и Сергей Михайлович (10157 д.) занимают 7-е и 10-е места, соответственно. На восьмом месте граф Толстой Павел Дмитриевич (дальний родственник Льва Николаевича Толстого) – 10399 д., на девятом – князь Долгорукий Николай Никитич, 10336 д.

Читать еще:  Лайфхак: Как почистить апельсин за 5 секунд?

Для тех, кто не в курсе – Бобринские ведут свой род от Алексея Григорьевича Бобринского, который был внебрачным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Было бы интересно рассказать о его потомках подробнее, но ограничусь фрагментом их семейного древа:

От 5 до 10 тысяч десятин имели 24 владельца. В этой группе много известных фамилий: князь Юсупов (6728 д.), княгини Гагарины – Александра Сергеевна (6707 д.) и Татьяна Сергеевна (5925), Екатерина Григорьевна (6001), Мария Сергеевна Шувалова (Гагарина) (5808), князья Хилковы (6584), князья Урусовы (6521), князь Оболенский Дмитрий Дмитриевич (5607), княгиня Трубецкая Ольга Федоровна (5595), князь Алекс. Сергеевич Вяземский (5035) и другие. Здесь, как говорится, случайных людей нет.

Нужно заметить, что тульские помещики могли иметь имения и в других губерниях. Например, тот же Шереметев Дмитрий Николаевич (пятое место в Тульской губернии) имел имения почти в каждой губернии. Только в Пензенской губернии у него было почти сорок тысяч десятин земли и 6,5 тысяч крестьян (мужчин)! Однако анализ в масштабах российской империи – это другая история.

Два других параметра, характеризующих размеры поместья – количество крестьян и количество дворов (крестьянских хозяйств), — тесно связаны с количеством земли. Связь настолько тесная, что, в принципе, зная количество земли у помещика, можно по формуле подсчитать, сколько у него крестьян и дворов. Коэффициент корреляции для параметров земля-крестьяне равен 0,925, а для параметров земля-дворы равен 0,914. В обоих случаях очень близко к единице.

Естественно, речь идет о средних цифрах. Конкретный помещик может «выпадать» из общей закономерности. Тем не менее, чтобы были нагляднее абсолютные цифры, приведу две гистограммы для распределения частот владений по количеству крестьян и дворов.

Количество крестьян мужского пола у одного владельца (помещика):

Как видно из графика, больше половины (57%) помещиков владели сравнительно небольшим числом крестьян – от 100 до 200 человек (мужчин), 90% владельцев имели меньше 500 крестьян.

Гистограмма количества дворов (крестьянских хозяйств) у помещика:

Здесь мы видим, что почти 2/3 помещиков имели совсем скромные имения до 50 дворов. Не более 100 дворов имели 9 из 10 (если точно, то 89%) помещиков.

Представляет определенный интерес, сколько земли было в пользовании у крестьян. Обычно крестьянам выделалось около половины всей земли помещика. Если считать землю в расчете на одного крестьянина (мужского пола), то получаем такую картину:

Хотя количество в пересчете на одного крестьянина сильно варьируется по имениям, максимум составляет чуть больше 7 десятин. Средние цифры еще скромнее. В 95% случаев количество земли равно 2,85 десятин плюс/минус 2,44 десятин. Много это или мало? Трудно сказать. Но 2,85 десятин практически равны 300 соткам. Сравните с шестью сотками дачного участка – получается 50 участков. И это в пересчете на одного человека.

А сколько земли было в пользовании у крестьянского хозяйства? Вот график частот хозяйств в зависимости от количества земли в пользовании:

Расчеты показывают, что 95% хозяйств укладываются в 13,5 плюс/минус 9,66 десятин. То есть в среднем хозяйство обрабатывало поле размером примерно 20,5 футбольных полей. На мой взгляд, немало. Хотя понятно, всякий там оброк, неурожай и другие неприятности имели место.

Еще один вопрос возникает, если вспомнить, что уезды губернии были далеко не равнозначны. Где-то было много земли, а в других местах гораздо меньше. Оказывало ли это обстоятельство на количество земли, которое выделялось крестьянам для обработки?

Статистика помогает получить несколько неожиданный результат. Говоря научным языком, однофакторный дисперсионный анализ количества земли (десятин) на одного крестьянина по уездам Тульской губернии не отвергает нулевой гипотезы однородности выборки. То есть это означает, что в Тульском, Алексинском или каком другом уезде губернии количество земли в пользовании крестьян было примерно одинаковым. Расчеты приводить не буду, поверьте на слово.

И, наконец, последнее: ссылка на первоисточник, откуда взяты данные для анализа:

Приложения к трудам редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях. Типография В. Безобразова и комп, СПб, 1860.
Скачать, если еще нет (pdf, 129 Мб): Том IV. Губернии: Костромская, Пермская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская.
Другие тома содержат:

Читать еще:  Мамы такие мамы! Как медведи учат своих малышей быть медведями

Экслибрис

Специальный книжный знак, который подтверждал принадлежность книги определённому человеку. Экслибрисы бывают разные: гербовые, шрифтовые, сюжетные. В начале 20-го века Юдин заказал специальный сюжетный экслибрис с изображением Царь-колокола, собора Василия Блаженного, здания библиотеки и своим портретом. Экслибрисы позволяют проследить путь некоторых книг: из какой библиотеки в какую они кочевали, через какие букинистические магазины проходили. Для исследователей экслибрис является важной деталью, существенно влияющей на историческую ценность книги. Особенно если подтверждается, что книга принадлежала кому-то из знаменитых людей.

Дворянский особняк

Вам будет интересно: «Архиважно» — это как понимать?

Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.

Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:

  • Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
  • Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
  • Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
  • Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
  • Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
  • Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.

  • Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.

Вам будет интересно: Приобретение — это что такое?

Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.

Тепловые тамбуры в зданиях сделаны позднее

Ещё одно доказательство смены климата – тепловые тамбуры. Для субтропического климата, такое явление, как тепловой тамбур – бессмысленная вещь, чего нельзя сказать про более холодный климат. В современном климате России, тепловые тамбуры в домах – практически обязательная вещь. Тепловой тамбур позволяет не запускать в помещение холодный воздух и не выпускать тёплый. Вот фото одного из тепловых тамбуров, который явно не вписывается в интерьер, и скорее всего был сделан намного позднее, чем строилось само здание.

Тепловой тамбур сделан из другого материала и судя по всему – на скорую руку. Это явный признак того, что изменение климата произошло внезапно и меньше всего хозяева дома думали в тот момент о красоте. А это уже явный пример чудесного появления теплового тамбура. На более старых фотографиях здания тамбура нет.

Читать еще:  Чемпионы мира по пряткам. 20 умилительных фотографий, которые заставят вас улыбаться

А вот на современных фотографиях он уже есть. Причём и приделан достаточно добротно, мастерски – никогда не подумаешь, что это уже более поздняя пристройка.

Можно конечно сказать, что возможно это был «писк моды» – пристраивать тамбуры. Вполне возможно, но тогда на «писк моды» придётся списать и все остальные чудачества – широкие окна в холодном климате, пристраивание печных труб, строительство зданий без системы печного отопления и так далее.

netdogg

неслучайные заметки «сетевой собаченции»

Рязань: из XIX века в XXI век (фото, часть 3)

Соборный бульвар (вид на Успенский собор от театра). Старый снимок. О каких круговых перекрестках могла идти речь веком раньше! Была улица, где ныне парк. Были лошади. Был театр с деревянным навесом над входом вместо современных фонариков.

В веке девятнадцатом появились деревянные, а в двадцатом — стали каменными (и до сих пор украшают город) арки перед парком

Спуск к Центральному рынку (перекресток современных ул. Праволыбедской и ул. Радищева). Так же грязновато, как и ныне, кажется..

Ул. Праволыбедская и ул. Радищева пересекаются там, где отстроен центральный офис МТС в регионе

Театр кукол. СССР. Но елочками дело не ограничивается — изменились и скульптурные композиции в парковой зоне возле театра

Только с одного места можно сфотографировать Театр кукол — в остальных мешают выросшие елочки

Театр на Соборной. А эту фотографию (или нет?), — самую старую, если именно о Театре на Соборной говорить, — интересно сравнить и с современным видом, и со старой фотографией начала 1900-х, ранее размещенной: навес-то совсем другой у входа, и не появилось еще каменной конструкции перед входом, которая исчезла в свою очередь к середине XX века

Справа за театром видно здание Центрального Банка, управления по Рязанской области. Сам же Театр на Соборной обзавелся красивой пристройкой справа

Площадь Театральная. СССР. На здании справа снова что-то советское лозунговое.. А фонари какие! Красивее модерна однозначно..

Такой разметки, как раньше на дорогах нет. Фонари осовременились. Появился фонтан перед Драмтеатром

Ул Радищева (справа сегодня — ГорДума). СССР. Возле здания слева привлекла взгляд деталь от древней (и скрипучей!) кровати (такие в больницах и поныне встречаются), а еще две вазы, которые кто-то куда-то унес. Уж не в частный ли сад.

На ул. Радищева домики все те же. Хотя нет, появился бизнес-центр желтый с зеленой кровлей вдалеке.. и новое здание (МТС) совсем на горизонте. «Лежачий полицейский» в нижней части кадра заменил собой канувшую в небытие разметку.. и бордюры..

Филармония (концертный зал им. С.А. Есенина). СССР. По людям можно безошибочно определить эпоху. Да даже по вывеске со словом «гастроли». Сегодня это слово в рекламе обычно отсутствует..

Мне кажется или нет, но сегодня у здания Филармонии красивее? Или дождик придал глянца? 🙂

Цирк. СССР. Обожал там бывать в детстве. Меня даже на пони зимой катали!

Слово «цирк» переехало на верхушку

Цирк. Стройка. СССР. Там, где протекал ручей Лыбедь. В советское же время с этим ручьем боролись.

Ныне в парке перед Цирком нет «речки-вонючки» Лыбедь, как ее называет моя мама

В 1959 г. на пл. Театральной (ранее — Ямской площади) человек (бабушка слева внизу) мог стоять там, где сейчас вовсю оживленное автомобильное движение! Вот так за 51 год транспорт отвоевал себе место под солнцем!

Появилась красивая арка по ул. Есенина. Пропали надписи на крыше здания слева.

Фильм не покрашен, зато всё те же улучшение качества картинки и увеличение частоты кадра сделали его максимально натуралистичным.

«Прибытие поезда» часто называют самым первым в истории игровым фильмом, однако он, скорее, документальный, к тому же другой фильм братьев Люмьер «Политый поливальщик», с явными постановочными элементами, вышел на 9 дней раньше.

Подписывайтесь на YouTube-канал Дениса Ширяева, вероятно, в будущем он выпустит ещё больше восстановленных видео из глубин истории.

❤️ Подписывайтесь! У нас крутые посты каждый день

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector